Уикэнд (1930) – крайне необычная экспериментальная работа немецкого режиссёра Вальтера Руттмана. Рут...

1080
Уикэнд (1930) – крайне необычная экспериментальная работа немецкого режиссёра Вальтера Руттмана. Руттман более всего известен по монтажному фильму «Берлин – симфония большого города», напоминающему всем известного «Человека с киноаппаратом».

Необычен и уникален «Уикэнд» тем, что этот фильм лишён визуальной компоненты. Полностью звуковая работа, состоящая из одной лишь аудиодорожки. И тем не менее это фильм. Его ядро – монтажность, а именно монтаж делает фильм фильмом, именно монтаж – то уникальное, что отличает киноискусство от всех других видов искусств.

Тематически «Уикэнд» наследует «Берлинской симфонии» – это аудиозарисовка жизни города на выходных, наполненная всевозможными шумами и обрывками фраз. Всё это записано и, главное, смонтировано так, чтоб создать у публики нужное иммерсивное впечатление. Фактически, фильм состоит из звуковых объектов, акусматических персонажей, которые просто не проиллюстрированы визуальным рядом.

Интересно, что роль звука как превалирующего над изображением в кино уходит глубоко к корням зарождения кинематографа. Кинескоп Томаса Эдисона, через который зритель мог смотреть на двигающееся изображение, вплотную прильнув к глазку приборчика, был создан как дополнение к фонографу, устройству, позволяющему воспроизводить звук.

Звуковой монтаж ритмичный и в чём-то даже музыкальный, и именно в этом была концептуальная задача Руттмана. Он и группа его единомышленников пытались осмыслить звуковое (и не только) кино как визуальную музыку, как синтез музыкальных и фильмических методов. То, что сделал Руттман, напоминает и «конкретную музыку», технику, изобретённую в академической среде только в 40-ых годах. Крайне необычный эксперимент, раздвигающий рамки понятия о кинематографе. Посмотреть его можно тут.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?