«Лука» наконец оказался в прокате: новый мультфильм Pixar, второй за год. В последнее время есть ощу...

1854
«Лука» наконец оказался в прокате: новый мультфильм Pixar, второй за год. В последнее время есть ощущение, что у ключевой студии компьютерной анимации в мире наметилось чёткое расписание: каждый год есть главный релиз — и второй. Так вот, уже была «Душа», теперь пришло время чего-то побочного и необязательного, казалось бы, зачем было ждать «Луку»? А вот зачем.

«Душу», напомним, и хвалили, и ругали за глубокомысленность, философичность, несвойственную в целом мультипликации, сделанной для самой широкой аудитории, — шутка ли, там главный герой натурально умирает, и это такой хеппи-энд, переход во что-то большее, чем то, во что превратился наш с вами мир. Поди объясни концепцию смерти ребёнку, которого ты привёл на сеанс (ну, или за руку в гостиную к телевизору — «Душа» вышла сразу и на Disney+). Впрочем, это вполне объяснимо: режиссёр Пит Доктер вообще давно ищет инновационные способы поговорить об очень серьёзных материях (см. «Тайна Коко», «Вверх» и далее по фильмографии).

В этом смысле «Лука» оказался не таким навязчиво сложным, и слава богу. Это прекрасно лёгкая история, без напряга, но в то же время потрясающе нюансированная — очень короткую фабулу благодаря бесконечной выдумке режиссёра Энрико Касаросы (до этого снял один короткий метр для Pixar, называется «Луна») в фильме проращивают на благодатной почве итальянской национальной самоидентичности. Вроде бы сюжет знаком до боли: юные ихтиандры сбегают из моря на сушу и пытаются стать своими среди чужих, чужими среди своих. Почти что дословно «Рыбка Поньо на утёсе» — разве что совершенно в другом стиле, и это меняет всё. Понятно, что дебютант в полном метре Касароса — не Хаяо Миядзаки, но это пока. А уже сейчас Касароса воплощает Италию в киноформе семейного мультфильма так, как кроме него умеет из живых, наверное, только пара-тройка режиссёров: Гуаданьино, Соррентино, может быть, Аличе Рорвахер, Микеланджело Фраммартино и Джанфранко Рози. Но у них у каждого по своему жанру, и не все они фокусируются только на том, чтобы упаковать итальянскую культуру для самого широкого зрителя. Но не только про пасту, Vespa и национальную традиционную эксцентрику эта картина — ещё это очень трепетное детское кино, чуть ли не лучшее за годы. Не кино для детей или про детей, а скорее что-то в духе советских писателей — Рыбакова, Каверина — или это жанр, который сегодня называют coming-of-age — драма взросления. «Лука» — это картина о том, что дружба может оказаться для кого-то важнее личного будущего, о том, где проходит невидимая стена между городом и деревней. Короче, это значительная вещь, которая затронет каждого, но не будет уговаривать зрителя сегодня же напрочь изменить свои представления о жизни. В целом, наверное, именно «Луку» мы ждали как прекрасный фильм для того, чтобы вернуться в кинотеатры, — это будет замечательное кино для начала лета.

Уже в кино, трейлер.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?