Эффекты и переходы. Уделяя большое внимание вопросам монтажной съемки и самому процессу монтажа,...

1180
Эффекты и переходы.

Уделяя большое внимание вопросам монтажной съемки и самому процессу монтажа, надо всегда помнить о больших возможностях этого выразительного средства искусства кинематографа. Часто монтаж заставляет самого зрителя "довоображать". При этом у зрителя может создаться впечатление о показе того, чего вообще на экране не было.

Монтаж использует инерцию впечатления зрителя, ассоциативную память мозга, способность зрителя о многом "догадываться" на основе жизненного опыта и логически увязывать все это в единую картину.
Но кинематографические средства сопоставления отдельно снятых кусков и самостоятельных эпизодов и сцен не ограничиваются описанными приемами монтажа. Очень часто монтажные переходы строятся при помощи постепенного исчезновения одного изображения и возникновения другого.

Особенно широко применяется прием, называемый затемнением. Можно снимать из затемнения, когда изображения постепенно появляются из темноты, или в затемнение, когда изображение уходит в темноту. Этот прием как бы дает возможность создать временной промежуток, отделяющий один эпизод фильма от другого. В отдельных случаях приемом в затемнение можно как бы "остановить" действие, указав этим зрителю на что-то незаконченное, недосказанное.

Не менее широко применяется прием мягкого, плавного перехода с кадра на кадр, называемый наплывом. При этом приеме изображение постепенно исчезает, делаясь как бы все более прозрачным, а на смену ему одновременно возникает другое. Наплыв применяется в ряде случаев, например, когда хотят связать целое и его детали (съемка среднего плана актера с последующим наплывом на его же крупный план). Методом наплывов пользуются также для показа воспоминаний, сновидений, событий будущего, мечты.

Длина затемнений и наплывов должна определяться сюжетными задачами, стоящими перед оператором в каждом конкретном случае. Но общим правилом можно считать, что короткие затемнения и наплывы более динамичны.

Есть и другие приемы кинематографического перехода от одного эпизода к другому.

Широко применяют так называемые шторки, при помощи которых одно изображение как бы вытесняется, выталкивается другим. Шторки имеют прямолинейный или кривой контур, который может быть резким или мягким (размытым). Шторки чаще всего применяют при показе перемены места действия; они заменяют затемнения.

Для показа воспоминаний, сновидений и ирреального мира можно применять вазелиновый клин. Для этого перед объективом съемочной камеры, лучше в полозках или пазах, устанавливают полоску стекла, на которую нанесен тонкий слой вазелина, постепенно сходящего "на нет". Передвигая полоску в нужном направлении, можно получать изображение, которое как бы уходит "в помутнение" или выходит "из помутнения".

Аналогичный эффект можно получить, применяя "мыльный клип"; для этого на стекло маленькой щетинной торцовой кисточкой наносится тонкий сходящий "на нет" слой мыла. Подобный прием был удачно применен в фильме "Судьба человека", где оператор уводил в "вазелиновый клин" одно изображение (действие происходило в настоящее время) и на смену ему вводил другое - воспоминание о военных эпизодах.

Можно получить своеобразный эффект шторки-затемнения и без применения каких-либо съемочных приемов и технических приспособлений на съемочной камере. Для этого в конце сцены актер может пойти прямо на камеру, чтобы своей фигурой закрыть съемочный объектив. В дальнейшем можно перейти на аналогичный (только в обратном порядке) прием или применить обычный прием "из затемнения", которым и начать новую сцену.

В настоящее время почти не применяется так называемая наружная диафрагма, когда изображение на экране постепенно притемняется равным кругом от краев к центру (или сбоку) или соответственно открывается. Цель такого приема -концентрация внимания на определенном участке кадра для акцента на той или иной детали композиции.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?