За свою карьеру Стивен Спилберг снял и спродюсировал невероятное количество по-настоящему культовых ...

1308
За свою карьеру Стивен Спилберг снял и спродюсировал невероятное количество по-настоящему культовых картин: «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Парк Юрского периода» — эти фильмы любимы миллионами и давно разобраны на цитаты и мемы.

«Первому игроку приготовиться» в каком-то смысле оказался полной противоположностью предыдущим работам режиссёра. Не самостоятельная картина, а бесконечный оммаж популярной культуре, старательно развлекающий зрителя, но не привносящий в эту самую культуру ничего нового. Вполне возможно, что «Первому игроку приготовиться» — язвительный ответ Спилберга на вторичность современного киноискусства, состоящего по большей части из переработанного материала. Но подобное творческое решение — сомнительная борьба со злом его же методами, ведь в проигрыше в итоге оказывается вовсе не зло, а зритель, пришедший в кинотеатр на оригинальный блокбастер признанного мастера, а получивший всю ту же мешанину из популярных миров и персонажей, какую снимает в наши дни каждая уважающая себя кинокомпания.

Таким образом, Спилберг идёт против главной идеи своего же фильма — под его руководством крупная студия купила всё, что только можно, и выпустила нашпигованный бессмысленными «пасхалками» продукт, эксплуатирующий ностальгию зрителей для увеличения прибыли. Корпорация играет на условном рефлексе аудитории: успеть разглядеть промелькнувшего в кадре Бэтмена и в очередной раз охнуть в ажиотаже. Пасхалки никогда не имели реальной ценности для зрителя, но всегда были чем-то вроде шуток для «своих», остроумно спрятанных внутри художественного произведения. Секретный пиксель в тёмной комнате. Однако в «Первом игроке» пасхалки без остановки летят зрителю в глаза, утрируя весь свой первоначальный смысл и примитивно пародируя традиции гик-культуры.

У фильма, безусловно, есть и положительные стороны. Например, антиутопический мир, оккупированный корпоративными эксплуататорами и наполненный людьми, ушедшими с головой в виртуальные миры, — вполне реальный образ ближайшего будущего. Никаких летающих машин и путешествий на Марс, только всепоглощающий Интернет и невероятная разруха. Ну и, конечно, некоторые отсылки к классике кино, вроде «Сияния» или «Кинг Конга», способны растопить сердце любого скептика.

А вот с персонажами у «Первого игрока» всё сложилось не очень удачно. Отрицательные герои фильма напоминают карикатурных мультяшных злодеев: они жестоки и смертельно опасны, но в то же время не способны справиться с гораздо более слабым противником — достойные преемники кота из «Том и Джерри» и бандитов-неудачников из «Один дома». Главные герои, в свою очередь, хоть и вполне достойно сыграны молодыми актёрами, не вызывают сильной эмоциональной привязанности. Не ждите от «Первого игрока» сильных сцен в стиле прощания Инопланетянина E.T. с Эллиоттом — в новом фильме Спилберга даже гибель персонажей забывается через несколько минут, причём не только зрителями, но и главным героем.

Когда наблюдаешь, как на экране мелькают культовые герои прошлого и настоящего, вспоминаются прекрасные фильмы, созданные Спилбергом десятилетия назад. И в этом невольном сравнении «Первому игроку приготовиться» обречён на сокрушительное поражение. Ведь если лет через 10 в нашем мире появится свой аналог ОАЗИСа, в нём однозначно найдётся ДеЛореан, путешествующий во времени, но не будет ни героического Уэйда Уоттса, ни злобного Сорренто.

#новинки

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?