Главным неудачником Оскара-1942 (о победителе которого завтра) стал, конечно, Орсон Уэллс с великим ...

Главным неудачником Оскара-1942 (о победителе которого завтра) стал, конечно, Орсон Уэллс с великим «Гражданином Кейном». История создания и распространения картины сегодня пользуется чуть ли не большей популярностью, чем сам фильм, и о ней невозможно не рассказать хотя бы кратко.

Уэллс был золотым мальчиком не только Голливуда, но и вообще американской индустрии развлечений. Прославился он театральным работами, злыми, противоречивыми и скандальными. Например, «Макбетом», в котором все актеры были чернокожими (представьте, как приняли спектакль в США 1937 года), или «Юлием Цезарем» с явным анти-фашистским тоном, когда о нацистах и Гитлере принято было помалкивать в американской индустрии развлечений.

Потом было радио и знаменитая постановка «Война миров», которую Уэллс сделал настолько реалистичной, что переполошил всю доверчивую часть Америки. И потом Уэллс приехал в Голливуд. Сначала он хотел экранизировать «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, но увидев смету, вундеркинду отказали все голливудские боссы (на эти грабли наступит Фрэнсис Форд Коппола примерно 35 лет спустя), и он решит снять «Гражданина Кейна». Уэллс придумал историю и персонажа, а сценарий поручил Херману Манкевичу, и о том, как последний писал его, можно посмотреть в фильме «Манк».

Когда «Кейн» был готов, в судьбу фильма вмешались критики. Уэллс никогда не скрывал, что частично писал своего героя с Уильяма Рэндольфа Херста, газетного магната, одного из богатейших и влиятельнейших людей США начала 20 века. И на одном из предпоказов фильма колумнистка Хедда Хоппер, которая благожелательно относилась к Херсту, просто возненавидела картину. Она рассказала о сюжете картины свите магната, и тот развернул просто беспрецедентную кампанию против фильма. Особенно ему не понравилось, как Уэллс изобразил вторую жену Кейна, очевидно списанную с актрисы Мэрион Дэвис.

Херст подключил все свои газетные ресурсы и почти уничтожил фильм еще до проката. Многие кинотеатральные сети не хотели прокатывать «Кейна», а некоторые голливудские магнаты во главе с Луисом Б. Майером, которые поддерживали Херста, даже хотели выкупить негатив картины у RKO и уничтожить.

«Гражданин Кейн» все же вышел, в очень ограниченный, прокат, едва окупившись. И, что удивительно, добрался до Оскара. Всё же художественные достоинства картины были настолько мощны, что игнорировать их даже в расчетливом Голливуде стало невозможно.

Но на церемонии 1942 года правили бал другие фильмы. И в этом «виноват» не только Херст, хотя очевидно, что победу «Кейну» в главных номинациях было не видать. Важнее, что нацию (а значит, и киноакадемиков — Оскар всегда тонко чувствовал ветер эпохи) интересовало другое — Вторая мировая и ужасы, что творились в Европе. И поэтому в эти годы среди триумфаторов — почти сплошь антивоенные фильмы, а в первую очередь — «Лучшие дни нашей жизни», «Миссис Минивер» и «Сержант Йорк», последний — самый кассовый фильм в США 1941 года.

А конфликт Уэллса и Херст навредил в итоге обоим. Первый так и не стал своим в Голливуде и не раскрыл свой талант, а влияние Херста после этих событий не упало, а даже приумножилось, но в основном в историю он вошел именно скандалом с «Гражданином Кейном».

Уэллса же и «Кейна» признают во всем мире позднее, ему будут признаваться в любви самые разные кинематографисты, критики и простые зрители.

Посмотрим в финале, как Уэллс получал почетный Оскар в 1971-м:

https://youtu.be/fak_GL0P7F4

#Оcкар1664

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?