Ходил вчера на «Семейную историю» Хелены Тржештиковой и остался под довольно сильным впечатлением. Д...

2804
Ходил вчера на «Семейную историю» Хелены Тржештиковой и остался под довольно сильным впечатлением. Долго снимать своих героев пробовал много кто — от Эптеда до Линклейтера — и все равно каждый раз это немного чудо. Тут контекст подрезан до минимума, за 35 лет съемок быта одной чешской пары кроме детей и их женихов-невест в кадр принципиально не попадает никто и это, по меркам «большой истории», не слишком богатая на события жизнь: свадьба, армия, дети, бизнес, свадьба снова. Настоящий же сюжет фильма становится заметен с высоты птичьего полета, на которую поднимает хронология. Возникает странный, но, возможно, правдивый эффект: герои сами похожи на зрителей в кинотеатре, где показывают их собственную жизнь. Словно это не Ивана и Вацлав заводят пятерых детей, покупают огромный дом в центре Праги и обустраивают там мебельный магазин, а все это исподволь случается с ними. Событийный ряд и представления героев о нем как бы отделены друг от друга перегородкой — впрочем, до поры до времени, а там уже в ход идут кухонные ножи. Работает это все, тем не менее, не как эмоциональные американские горки, а как ловкий механизм для препарирования паттернов судьбы собственной. От наблюдения такой детальной модели остается чувство, что понимаешь что-то важное в механике чужой жизни — а может и своей, проведенной в таких же потемках.

Остальные фильмы в ретроспективе Хелены сняты тем же кропотливым способом — должно быть как минимум любопытно, а если судить по «Семейной истории», то это прямо выдающаяся документалистика. Каждый вечер до пятницы в «Октябре».

https://www.facebook.com/events/137124336902965/

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?