Энн Кирк. В Берлине Энн Кирк прожила только первые и последние полгода своей немецкой жизни: её род...

335
Энн Кирк.

В Берлине Энн Кирк прожила только первые и последние полгода своей немецкой жизни: её родители часто переезжали. В восемь лет Энн впервые испугалась нацистов — она помнит, как стояла у дороги и смотрела на их марш по Рейнской области, где тогда жила её семья. Тогда Гитлер нарушил условия Версальского договора, по которому Германия не могла иметь войск рядом с областью.

В школе у Энн не было особых проблем из-за еврейства — по крайней мере, вспоминает она, у неё были рыжие волосы, поэтому её и так часто дразнили. Но родители становились всё беспокойнее, евреев всё больше поражали в правах и семья задумалась об эмиграции. Отец Энн даже поехал учиться в Берлин на мастера по педикюру и массажиста: он считал, что с такой профессией после эмиграции найти работу будет легче, чем продолжать быть предпринимателем. Когда он закончил обучение, Энн с матерью присоединились к нему в Берлине.

Евреям устроиться в столице Германии было сложно, но семье Энн повезло: их приютила кузина матери, а девочка даже смогла ходить в школу. В начале ноября 1938 года Энн увидела в газетах заголовки об убийстве секретаря немецкого посольства в Париже Эрнста фон Рата. Фон Рат был застрелен польским евреем Гершелем Гриншпаном, родителей которого выселили с территории рейха несколькими днями ранее. «Будет беда», — сказал отец Энн, а через несколько дней её разбудили посреди ночи. Началась «Хрустальная ночь» — серия антиеврейских погромов в Германии, Австрии и Чехословакии. Семье Энн удалось спастись.

После погромов британские евреи обратились к правительству с просьбой разрешить временно ввезти в страну хотя бы детей. Их обещали взять на попечение британские семьи. Энн решили приютить две сестры — Милли и Софи Леви. Её очередь пришла в апреле 1939 года. «На железнодорожной станции было много детей и родителей в слезах. Но мы старались вести себя так, будто я отправляюсь в удивительное приключение», — вспоминает Энн. Она отправилась в Великобританию в 10 лет. Тогда Энн видела родителей в последний раз. Они переписывались до января 1943 года, но потом наступила тишина.

Энн выросла в Великобритании у сестёр, которых стала называть тётушками. В клубе для еврейских беженцев она встретила Боба Кирка — его тоже вывезли из Германии ребёнком. Энн и Боб поженились, у них два сына и три внука, и только месяц назад они участвовали в мероприятии в память о Холокосте.

Источник: The Holocaust Memorial Day Trust

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?