Изучая Холокост, я всегда отождествляла себя с евреями и с жертвами — как иначе? Читая книги, где по...

2623
Изучая Холокост, я всегда отождествляла себя с евреями и с жертвами — как иначе? Читая книги, где повествование велось от лица немцев, всё равно чувствовала некий барьер между ними и мной.

Как же теперь странно чувствовать свою принадлежность к агрессору. Принадлежность эта, кажется, не вымарывается ни эмиграцией, ни публичными выступлениями, ни сжиганием российских паспортов.

Как же странно смотреть на друзей и родных, которые остаются в стране зла. На соотечественников, которые уже на стороне зла. Их — обвиняют настоящие жертвы. Им — желают страданий и смерти.

Первый рефлекс в ответ на обвинения — сказать, что не всё так просто. Что твои друзья заложники, что у твоих соотечественников промыты мозги. А потом ты понимаешь, что жертвы в полном праве; что это они сейчас видят добро и зло очень чётко, а ты теряешься в оттенках.

Нас с детства учили, как из жертвы превратиться в героя. Нас никто не учил, что делать, если твоя страна — и в четыре часа утра, и без объявления войны.

Немцев учили на сорванной с узников коже и ямах с трупами. Учили в первые дни после освобождения лагерей, принудительно вели смотреть на зверства нацистов. Я не знаю, на чём будут учить россиян. Но от этого уже никуда не деться.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?