За несколько дней посмотрела все три сезона сериала «Вавилон-Берлин», неонуара про Веймарскую респуб...

1181
За несколько дней посмотрела все три сезона сериала «Вавилон-Берлин», неонуара про Веймарскую республику в конце 20-х годов, — изумительный аттракцион, от которого невозможно оторваться. Помимо того, что это самый дорогой немецкий телепроект и в режиссерах значится Том Тыквер, надо сказать, что «Вавилон-Берлин» оказался намного интереснее и сложнее своего первоисточника, романов Фолькера Кутчера о Берлине в «ревущие» 20-е.

Главный герой — полицейский со старомодным именем Гереон Рат — приезжает в город, чтобы раскрыть важное дело, в котором замешан его отец, видный политик из Кельна. В Красном замке, штаб-квартире полиции на Александерплац, он познакомится с Шарлоттой Риттер, стенографисткой, которая мечтает стать первой женщиной-следователем в отделе убийств. По ночам она работает дорогой проституткой в элитном клубе, а днем сортирует фотографии с мест преступлений в полицейском архиве. В первом сезоне обоим предстоит разобраться, как устроена криминальная полиция, и занять свое место в системе.

«Вавилон-Берлин» наиболее интересен не как классический детектив (хотя лихо закрученных сюжетов здесь хватает), а как многомерный портрет эпохи. Создатели сериала иногда намеренно изменяли историческим фактам, и в итоге получилась не реконструкция, а, скорее, импровизация в заданных временных рамках. Сериал рисует впечатляющую панораму Веймарской республики незадолго до ее конца — с коммунистами и «Кровавым маем» 1929-ого, русским революционным подпольем и беглыми «белыми», которые пытаются спасти фамильное золото от большевиков, сеансами спиритизма и вечеринками как в последний раз. Все три сезона очень последовательно подмечают, как республика приближается к своему краху: сначала в кадре мелькнет нацистская символика, затем мальчик принесёт из школы Mein Kampf в красной обложке, а через несколько дней рухнет биржа.

«Вавилон-Берлин» работает и как путеводитель по немецкой культуре того времени. Первая серия начинается с сеанса гипноза: Рат, после войны страдающий от посттравматического расстройства, попадает в руки доктора Шмидта. Врач работает именно с такими пациентами и своими методами напоминает другого известного доктора — Калигари. В одной из серий появится Джозеф фон Штернберг, отсматривающий материал для «Голубого ангела», а весь третий сезон будет посвящен кино: детективам предстоит расследовать убийство актрисы на студии Бабельсберг. Отдельные эпизоды подмигивают «Метрополису», «Фаусту», «Нибелунгам»; закрывающие титры используют анимацию из экспериментального фильма Вальтера Руттмана.

Прозвучавший несколько раз лозунг «К правде, к свету» намекает, что в следующем сезоне в Берлине появятся масоны.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?