У издательства «Клаудберри» еще в декабре вышел «Автопортрет» Ман Рэя, мемуары фотографа и художника...

1156
У издательства «Клаудберри» еще в декабре вышел «Автопортрет» Ман Рэя, мемуары фотографа и художника о его жизни в Нью-Йорке, Париже и Голливуде.

Одна из глав рассказывает о первых экспериментах Ман Рэя с кино: он пишет, как они с Дюшаном пытались снять стереоскопический фильм; рассказывает, как гости бала-маскарада танцевали на фоне раскрашенной копии фильма Жоржа Мельеса; вспоминает, как получал разрешения в цензурном комитете. Несколько страниц очень подробно описывают, как был придуман один из его фильмов, Les Mystères du Château du Dé («Тайна замка Костей»). Это совершенно гипнотическая вещь, которая производит впечатление даже во вкладке Youtube.

В 1929 году виконт де Ноай предложил Ман Рэю приехать в его шато на юге Франции, чтобы спастись от январского Парижа, отдохнуть и заодно поснимать гостей, интерьеры дома и часть его художественной коллекции за небольшой гонорар. Это должны были быть простые документальные съемки, но Ман Рэй все равно написал небольшой сценарий и купил реквизит: большие игральные кости и шесть пар шелковых чулок. Последние он «намеревался надеть на головы всем, кто появится в фильме, чтобы создать таинственную атмосферу безымянности». Само название фильма — отсылка к стихотворению Малларме: «Бросок костей никогда не исключает случайность». 

«Небольшой эпизод: ноги крупным планом пинают кубик. Нам остаться? — спрашивают они друг друга. Да! — отвечают кости. И тут все оживает. На террасе гости (тоже со скрытыми чулками лицами) выполняют разные гимнастические упражнения. Неодушевленные объекты — обручи, гантели и медицинские мячи — катаются по террасе. Место действия перемещается в застекленный бассейн. Гости с закрытыми лицами входят туда в черных купальных костюмах и начинают резвиться».

Идея с чулками-масками чуть не привела к трагедии: в одной из сцен хозяин дома прыгает в бассейн и с трудом выныривает — чулок набрал воды и мешал ему дышать. В фильме эта сцена воспроизводится в обратном порядке; так Ман Рэй хотел стереть из памяти неприятный инцидент. Несмотря на это, фильм был доснят и показан гостям в качестве «сувенира» с совместного отдыха.

Впечатленный увиденным, виконт предложил Ман Рэю спонсировать его полнометражный фильм, но тот отказался. Тогда де Ноай предложил то же самое Жану Кокто и Луису Бунюэлю: оба согласились и сняли фильмы по собственным сценариям. And the rest is history.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?