​​Ты здесь для того, чтобы занять мое место в этом мире, отбросить меня назад в ничто и украсть у ме...

5866
​​Ты здесь для того, чтобы занять мое место в этом мире, отбросить меня назад в ничто и украсть у меня все, чем я владею. И первое, что ты у меня похитишь, будет она, женщина, которую я люблю...

«Царь Эдип» (итал. «Edipo re»), 1967
страна: Италия/Марокко
жанр: притча/драма
в главных ролях: Сильвана Мангано, Франко Читти
режиссер: Пьер Паоло Пазолини

Понятно из названия, что фильм поставлен по мотивам известной древнегреческой трагедии Софокла, в которой Эдип пытался убежать от предсказания, что "от рук его найдет смерть собственный отец и разделит он ложе с матерью своей". Как вы знаете, именно этот персонаж дал название любимому феномену Зигмунда Фрейда, "эдипову комплексу", мотив которого часто обыгрывается и в кинематографе, и в других искусствах. Но понимание этого сюжета в современной популярной психологии гораздо более примитивное, чем у Пазолини.

Пазолини не рассматривал классические истории качестве преданий старины глубокой, а переосмысливал и привносил в них что-то новое, отражающее глубинную изменчивость XX века. В «Царе Эдипе» действие поначалу происходит в Италии XX века, а затем переносится в древние Коринф и Фивы, хотя пейзажи и костюмы вовсе не напоминают древнегреческие. Этим Пазолини подчеркивает, что трагедия не имеет привязки ни к определенному времени, ни к определенному народу, и не утратила своей актуальности и по сей день, а в современных людях есть варварское начало.

С другой стороны Пазолини размышляет над нашей беззащитностью в младенческом возрасте, когда помимо нашей воли закладывается жизненная программа, стереотипные реакции и поведение, которые затем, зачастую, ослепляют нас, давлеют над нами как пресловутый "злой рок".

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?