Про «Топи». Глуховский явно человек «биг айдиа» и ему скучно просто писать истории про людей. Обязат...

2508
Про «Топи». Глуховский явно человек «биг айдиа» и ему скучно просто писать истории про людей. Обязательно должен быть концепт, непременный ответ на вопрос «что хотел сказать автор». Концепт важнее героев и о концепте интереснее говорить. Почитайте, как лихо Глуховский загоняет свои произведения в рамки: «Метро 2033» — про распад СССР, «Текст» — про трагедию маленького человека, «Будущее» — про желание оставаться вечно молодым. Сразу понимаешь, на какую полку какую книжку поставить. Они уже помечены, будто для будущих уроков литературы, чтобы учителю было легче спрашивать, о чем автор писал свои истории.

Может быть это происходит у него нечаянно. По журналистской привычке, где ты должен статью обязательно вписать в тему. Но вот эта идейность повсюду, в каждой строчке, в каждом кадре, в каждом разговоре. Причем эта идейность не задумчивая, а активная. Не «вот как всё сложно», а «давайте я вам сейчас объясню» (примерно в этом жанре было интервью Глуховского Дудю, с заголовком «рок-звезда русской литературы»). Широкими мазками он говорит про «вечное бесправие русского человека» и «наше особенное, русское отношение к смерти».

С этим в уме можно анализировать «Топи», которые автор описывает как «путешествие вглубь себя, к точке отсчета, к краеугольному камню жизни». Конечно, нельзя без гранд-темы. Конечно, много красивых слов. Хтоническое и реальное, жизнь и смерть, русская деревня и русский город, московские мажоры и глубинный народ. Понятные антонимы, складывающиеся в жанровую картину. Найдет ли зритель в них себя и свою жизнь — вопрос. А если нет — будет ли это настолько же интересный концепт, как какая-нибудь серия «Чёрного зеркала»?

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?