​​Газлайтинг в кино Оказывается, термин «газлайтинг» — форма психологического насилия, когда один ч...

349
​​Газлайтинг в кино

Оказывается, термин «газлайтинг» — форма психологического насилия, когда один человек заставляет другого сомневаться в своих воспоминаниях, восприятии реальности и вообще адекватности, — появился благодаря пьесе Патрика Гамильтона «Газовый свет» (на английском «Gaslight»). В 1944 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора с Ингрид Бергман в главной роли. Картина получила две премии «Оскар» — актрисе, исполнившей главную роль, и художникам-декораторам.

По сюжету пианист Грегори, чтобы завладеть наследством жены Полы, убеждает ее в том, что она сходит с ума. Он каждую ночь незаметно пробирается на заколоченный чердак, зажигает там газовый свет и ищет спрятанные драгоценности. Когда Пола замечает, что во время его отсутствия освещение в других комнатах становится более тусклым, а наверху раздаются шаги и шум, муж утверждает, что ей это только кажется.

Зритель начинает подозревать неладное еще в самом начале триллера: как только герои женятся, Грегори ограничивает общение Полы. Мужчина не позволяет принимать гостей и ходить на светские вечера. Параллельно он убеждает жену в том, что она забывчива, рассеяна, подозрительна, больна и так далее. «Ты ведь имеешь обыкновение терять вещи», — говорит Грегори. «Разве? Я не замечала», — отвечает Пола. Все это приводит к тому, что героиня перестает доверять своей памяти и вообще себе, но при этом до последнего защищает мужа.

Кроме того, Грегори выставляет жену неадекватной перед другими: на одном из приемов он доводит ее до истерики. А когда она начинает плакать, говорит: «Держи себя в руках, не устраивай сцену на глазах у всех». Так он смещает акцент со своего поведения на ее реакцию на него, заставляя женщину чувствовать себя виноватой.

Подробнее про газлайтинг можно прочитать здесь.

Однако «Газовый свет» был не единственным фильмом про газлайтинг в те времена. В 40-х годах были популярны картины, в которых мужчины доводят женщин практически до сумасшествия. Изначально главные героини и зрители ничего не подозревают, но с течением времени и у них, и у нас развивается паранойя, сводящая с ума. Действие часто происходит в богатом доме героини, то есть в месте, в котором она должна себя чувствовать максимально комфортно, спокойно, безопасно. Эта деталь добавляет напряжения.

Американская исследовательница Хелен Хэнсон в своей работе «Голливудские героини: Женщины в фильме нуар и женский готический фильм» дала определение фильмам этого направления — «женская готика». Эта так называемая «женская готика» близка нуару и своими запутанными сюжетными линиями, и художественными особенностями: например, искаженные ракурсы, позаимствованные у немецкого экспрессионизма.

Еще несколько подобных фильмов:

«Спи, моя любовь» Дугласа Серка (1948). Муж, как и в «Газовом свете», выставляет жену сумасшедшей, чтобы завладеть ее состоянием.

«Драгонвик» Джозефа Манкевича (1946). Младший брат сценариста «Гражданина Кейна» снял фильм о мечтательной девушке из деревни, которая приезжает в особняк своего дальнего родственника и начинает замечать странные вещи.

«Ребекка» Альфред Хичкок (1940). Конечно, говоря о подобных фильмах, нельзя не упомянуть Альфреда Хичкока. Наиболее релевантный пример — его картина «Ребекка», снятая по одноименному роману Дафны Дюморье. Поместье Драгонвик из предыдущего пункта — это двойник поместья Мэндерли, в котором живут мистер и миссис де Винтер. Спойлерить не буду, но «Ребекка» сюжетно отличается от подобных фильмов.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?