Как комедийные сериалы отказались от постмодернистской иронии и к чему они пришли? Сегодня очевидно...

945
Как комедийные сериалы отказались от постмодернистской иронии и к чему они пришли?

Сегодня очевидно, что постмодернизм изжил себя. Об этом говорил еще Дэвид Фостер Уоллес — американский писатель, автор «Бесконечной шутки», покончивший с собой в 2008 году. На ютьюбе есть видео, в котором на примере популярных американских сериалов и вечерних шоу разбирается переход от постмодернизма к метамодернизму и «новой искренности» (это понятие получило популярность именно благодаря Уоллесу).

Постмодернизм отверг нарративы модернизма (например, про единственного истинного бога), а также религиозную, философскую и научную истину, которая все для всех объясняла. Вместо этого он предложил моральный релятивизм, цинизм и иронию. Именно ирония стала ответом на старомодные сентиментальные ситкомы (например, на «Я люблю Люси» 1950-х годов): новые шоу издевались не только над ними, но и над сами собой, ни к чему не относясь серьезно. В итоге, телевидение стало перенасыщено приемами постмодернизма.

Уоллес видел в этом проблему. Почему? «Ирония не имеет искупительных качеств сама по себе — она может указывать на проблемы и противоречия, но не предлагает никакого решения. Это похоже на то, когда мятежник свергнул тирана для того, чтобы стать еще лучшим тираном», — считал он.

Такие сериалы, как, например, «Сайнфелд», «Гриффины», «Задержка в развитии» или «В Филадельфии всегда солнечно», по мнению Уоллеса и автора ролика, не дают зрителю ничего, кроме иронии.

Так, создатели «Сайнфелда» руководствовались принципом «no hugs, no learning», то есть «никаких сантиментов, никакой нравственной трансформации», а главное — никакой морали. В основе шоу был вакуум, при этом оно часто пародировало само себя. Например, в нем есть эпизод, отсылающий к созданию сериала — герои приходят на телеканал, чтобы продать ситком, посвященный скучному быту ньюйоркцев. «Это будет шоу ни о чем», — говорит один из них. То же самое можно сказать и о самом «Сайнфелде».

Кроме того, сериал отказался от развития персонажей: на протяжении всех сезонов они не меняются, остаются такими же, как были. Сценаристы не предлагают никаких решений для их проблем.

«Герои «Сайнфелда» постоянно манипулируют другими людьми, рушат их судьбы, принципиально равнодушны к ближним. Финальный эпизод шоу устраивает суд над ними: они лишь посмеялись над уличным ограблением, не предпринимая попыток помочь жертве», — писал Марат Шабаев для «КиноПоиска». Такой сценарный ход полностью характеризует подобный тип сериалов.

«Модное циничное превосходство над сентиментальностью — на самом деле, какой-то страх быть настоящим человеком», — говорил Уоллес.

В нулевых произошел сдвиг от этой ироничности и этого цинизма. В «Офисе», «Сообществе», «Американской семейке», «Парках и зонах отдыха» некоторые постмодернистские инструменты, от которых большинство шоу не отказались, балансируются искренностью и серьезной сентиментальностью. При этом новой генеральной линией становится объединение людей.

Например, «Сообщество» как постмодернистское произведение изобилует поп-культурными отсылками и иронией, но в то же время все персонажи искренне желают человеческой связи. Эбед или Пирс — самые комичные персонажи сериала — в определенные моменты становится даже трагедийным за счет своей проблемы, а именно невозможности вписаться в какой-либо коллектив. Но авторы ситкома не оставляют их с этим один на один, они предлагают решение, по которому каждый человек может найти свою «семью».

Новые сериалы утверждают, что у людей может быть реальная связь и искренность в отношениях друг с другом. «Быть настоящим человеком — вероятно, быть неизбежно сентиментальным и наивным, склонным к слащавости и вообще жалким», — писал Уоллес. И авторы сериалов нулевых с ним, очевидно, соглашаются.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?