Вечер шестой. Может ли неделя ненависти обойтись без фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съеда...

955
Вечер шестой. Может ли неделя ненависти обойтись без фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу»? Нет, не может. Опять вкратце о фильме: милая пожилая уборщица случайно заходит в арабский бар погреться, встречает там автомеханика сильно моложе ее, он провожает ее домой, она влюбляется. Все это посреди жуткой ксенофобии в Германии семидесятых.

Восьмой в списке лучших его фильмов по его собственному мнению, как считается, фильм, который в первую очередь смотришь умом, а потом уже сердцем: дескать, сопереживать этим героям довольно сложно, поэтому сначала обращаешь внимания на вопросы класса, расы и многие другие, а потом уже на чувства. Действительно, легко обратить внимание на то, что главные герои оба пролетарии, а одними из первых спохватывается и «изгоняет» из себя неприятие капиталист из продуктового, ведь если ненавидеть, то покупатели пойдут к конкуренту. Да, снято это нарочно как мелодрама, с легкой и довольно осязаемой издевкой по отношению к жанру, а впрочем, и с настолько же заметной любовью к нему. Но все же в сочувствии по отношению к героям нет ничего невозможного.

Тут удивляет скорее не возможность/невозможность сочувствия даже, а то, что очевидно счастливый конец истории состоялся словно вопреки воле режиссера. Во-первых, в «Американском солдате» будто бы рассказывают конец похожей истории: убил он женщину и дело с концом. Во-вторых, Фассбиндер считал любовь методом подавления, а также, что люди не умеют быть одиноки, а вместе у них тоже быть не получается. Но зачем считать эту концовку открытой и искать отсылки к другим фильмам? Мне это кажется несколько неправильным. Отдаляя героев от себя камерой, ставя их дальше от себя, Фассбиндер словно отмахивается от мысли о том, что эти люди смогут победить и преодолеть ненависть и отвращение людей вокруг. Он словно дает подсказки о том, что вот эти люди, что перед нами, они на самом деле так себе, не надо их в случае чего жалеть. Однако сцена падения Али, главного героя, сравнимая по игре света и тени, скажем, с некоторыми эпизодами оригинального «Твин Пикса», прямо показывает: каждый раз, когда ты говоришь «Вместе мы сила», будь готов сразу это доказать, а потом не опустить руки. Только так и получится подарить ближнему незабудку классовой борьбы, только так и выйдет держаться друг друга. Автор сдается, но герои его стоят до последнего.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?