4) Новый Содерберг, который «High Bird Flying», — скучноватое, но в меру классное высказывание о том...

700
4) Новый Содерберг, который «High Bird Flying», — скучноватое, но в меру классное высказывание о том, что власть в спорте должна принадлежать чернокожим. Написал фильм Тарелл Элвин Маккрейни, драматург и автор «Лунного света», и драматургическая карьера автора очень чувствуется. Фильм смотрится как пьеса, снятая на айфон (в половине кадров Содерберг просто ставит камеру на стол, не особо запариваясь насчет света или цветокоррекции), болтовне нет конца и края — и поначалу довольно сложно въехать, о чем вообще речь. Особенно сложно людям, далеким от спорта, в частности — от баскетбола. Действие разворачивается в течение 72 часов во время локаута НБА (это когда владельцы и игроки не могут договориться о порядке и размере зарплат, и игры из-за этого отменяются). Главный герой — агент выпускника университета штата Луизиана, которого выбрали первым на драфте. Небольшое пояснение, — у LSU, прямо скажем, не самая сильная баскетбольная программа, а чтобы понять все про репутацию этого вуза, воспользуемся цитатой из Рэнди Ньюмана: «Сollege men from LSU / Went in dumb, come out dumb too». Игрок действительно особым умом не блещет, но это от него и не требуется. Также действуют бывшая ассистентка агента (ее играет Ванесса из «Атланты»), решительная руководительница профсоюза игроков, тренер, еще один игрок и его мама-агент. Все чернокожие, кроме начальника главного героя (Захари Куинто, которого почти не видно, потому что камера у него в кабинете стоит всегда против света) и адвоката владельцев команд НБА, которого играет наш любимый Кайл Маклахлен, — оба при ближайшем рассмотрении оказываются совершенно беспомощными, несмотря на важный вид и дорогие пиджаки.

Содерберг по-прежнему студийный виртуоз и мастер пластических форм, работающий быстро и готовый монтировать кино, кажется, из воздуха. Как последовательный формалист, он в очередной раз берет жанр (на этот раз спортивной драмы), развинчивает его на части, а потом собирает обратно. Форма для него важнее содержания, и этот легкий болтливый фильм кладет на лопатки еще и повсеместную истерию вокруг дайверсити, — Содерберг просто снимает «черное» кино про самый «черный» вид спорта (белые люди, как мы знаем, не умеют прыгать) почти целиком с черными актерами. Как обычно у автора, это кино про профессионализм и то, как с его помощью можно всех наебать и проскочить. Как обычно у автора, он последовательно изгоняет из кадра все лишнее: это фильм про баскетбол, где весь баскетбол изящно убран за кадр, а в тот момент, когда он все-таки должен в кадре появиться, появляется что? Правильно, монтажная склейка. «High Flying Bird» сам по себе фильм-игра, про игру над игрой, которую ведут на высшем уровне беспомощных боссов и пиджаков чернокожие профессионалы, в которых, как и в игроках-баскетболистах, нет ничего кроме профессионализма, — а как еще противостоять капитализму? Поверхностность как отсутствие конкретики, глубины и эмоций, остается крайне важным авторским жестом Содерберга, как и умение виртуозно подстраиваться под тему. В какой-то момент агент говорит тренеру, что его игрок — просто игрок, он хочет в лигу чтобы делать то, что любит, то есть играть, он не изменит мир и не станет новым ЛеБроном Джеймсом, но парень-то все равно талантливый. То же всегда можно было сказать и про Содерберга, — он просто любит кино, настолько, что сам во всех интервью с радостью объясняет, что процесс волнует его больше чем результат, поэтому он такой фанат новейших технических достижений и так много и быстро работает. Когда тебя так захватывает процесс, надо быстрее двигаться дальше, пока не наскучило. Поэтому «High Flying Bird» тоже, конечно, не станет ни ЛеБроном Джеймсом среди спортивных драм, ни даже «Маниболлом», но от фильмов Содерберга всегда есть приятное ощущение, что человеку было весело, — почему бы и нам не порадоваться вместе с ним. Да и мораль фильма, в общем, радикальная и правильная.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?