Исправление неразумных: Часть 3 Red Chamber представляет новую рубрику: некоторые соображения по по...

1065
Исправление неразумных: Часть 3

Red Chamber представляет новую рубрику: некоторые соображения по поводу классического неоконфуцианского трактата Чжан Цзая «Чжэн Мэн» («Исправление неразумных», 11 век н.э.).

В одиннадцатой главе «Исправления неразумных» Чжан Цзай берёт и утверждает, что Конфуций не идеален и не во всём может служить примером для подражания. Не зря же в конце концов он сам называл себя дикарём. Основная претензия к Учителю в «Чжэн Мэн» сформулирована примерно так: пребывая «в бедности и презрении», Конфуций занимался «накоплением просвещенности» вместо того, чтобы, как полагается, до 30 лет служить всего лишь «вместилищем для ритуала, не занимая позицию силы». Вместо того, чтобы «прилагать усилия в ритуале и музыке», Учитель сначала «обрел потенциал силы дэ» и только потом пришёл к «пониманию ритуала и музыки». Поэтому к 50 годам он не достиг веления Неба (как прилежный конфуцианец! ☺️) но всего лишь познал таковое. Чжан Цзай по сути утверждает, что Конфуций безупречно транслировал философию истинной жизни, но сам истинной жизнью жить не смог, а если и смог, то не на все сто процентов. Идеологически это любопытный аргумент в споре о не самой блестящей политической карьере Учителя, куда более убедительный и онтологически консистентный, чем неудачные обстоятельства и недалекие правители Сражающихся царств.

Конфуцианская практика воспитания, через которую, увы, не удалось пройти самому Конфуцию, удивительно близка образовательному проекту Платона из «Государства»: напомним, что базовое образование высших сословий Красивого Полиса, воинов и философов, состояло из музыки и гимнастики – в широком понимании обоих слов. Получается, что различия между платоническим и конфуцианским подходами лежат не столько в содержании обучения молодёжи, сколько в разметке биографии ученика: у Платона кандидатам в философы предлагается «общий обзор наук» уже по достижении 20-летнего возраста, тогда как конфуцианцу следует сосредоточиться на музыке и ритуалах до 30. Платон рассчитывал на малочисленный полис и подчеркивал важность этой малочисленности, тогда как Конфуций, конечно, имел в виду всю Поднебесную.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?