Кафе Люмьер (2003) и Ритуалы Конфуцианского Храма (1939) В 2003 году, к столетию со дня рождения Яс...

1584
Кафе Люмьер (2003) и Ритуалы Конфуцианского Храма (1939)

В 2003 году, к столетию со дня рождения Ясудзиро Одзу, наверное, лучший из ныне живущих тайваньских режиссеров (и ныне живущих режиссеров вообще) Хоу Сяосянь снял «Кафе Люмьер» – камерный фильм-посвящение великому японцу на его территории. В нём вернувшаяся из Тайбэя домой в Токио девушка Йоко катается по кольцевой линии Яманотэ, навещает родителей, пересказывает свои сны владельцу маленького книжного магазина, заказывает в барах и кофейнях теплое молоко, читает Мориса Сендака, ходит по местам силы тайваньского композитора Цзян Вэнье и пытается справиться с неожиданной беременностью и грядущим одиноким материнством.

Фильм наполнен образами, ситуациями, персонажами и духом Одзу: поезда, много поездов; традиционная японская семья во времени; нюансированные дочки-матери; семейные застолья, во время которых говорится многое, но главное акцентированно не говорится. Казалось бы, аскетическая экономия Одзу и сочное визионерство Хоу должны быть далеки друг от друга (как поставить рядом «Позднюю осень» и «Миллениум Мамбо»?!), но «Кафе Люмьер» наглядно демонстрирует их принадлежность к единой традиции, умеющей сочетать отрешенность и чувственность. Как классическая дальневосточная поэзия, Одзу и Хоу не столько описывают чувства, сколько их вызывают.

Вместе с Одзу в «Кафе Люмьер» явственно присутствует другая исполинская фигура – тайваньский композитор Цзян Вэнье, который долгое время прожил в довоенной Японии. Главная героиня исследует его жизнь; в кадре появляются его реальные жена и дочь; за кадром звучат его фортепьянные багатели. Можно рассуждать о судьбе композитора в контексте отношений Японии и Тайваня или в контексте всего творчества Хоу Сяосяня, но вместо этого обратимся к вещи, которую Цзян Вэнье сочинил в 1939 после переезда в Пекин и изучения китайских народных мелодий. Сюжет оркестровой пьесы «Ритуалы конфуцианского храма» состоит из приветствия призванных духов, трех жертвоприношений и отправления духов туда, откуда они явились. Торжественная композиция Цзяна – это, конечно, неоконфуцианство, а не подражание умеренной песне Гуань цзюй из «Суждений и бесед» самого Конфуция: величественный, потусторонний ритуал заслоняет повседневное человеколюбие.

Как и «Ритуалы конфуцианского храма», «Кафе Люмьер» занимается вызыванием духов – духов Одзу и Цзяна. Но в шаманизме Хоу Сяосяня именно человеколюбие выходит на первый план, тогда как церемониал, биографические детали, воссозданные сюжетные коллизии, имевшие в работах японского классика законченный, геометрический вид, растворяются под звуки бесконечно прибывающих и отбывающих поездов большого Токио.

«Ритуалы Конфуцианского Храма» можно послушать, например, здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=0I4ALtjk5DU

А это «Кафе Люмьер»:
https://www.imdb.com/title/tt0412596/trivia?ref_=tt_trv_trv

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?