Об изменении информационной среды российского общества (1) Блокировка западных социальных сетей, пр...

83175
Об изменении информационной среды российского общества (1)

Блокировка западных социальных сетей, присоединившихся к антироссийской агрессии масс-медиа, существенно изменило информационную среду и параметры массовой коммуникации ( в том числе и политической) в России. Основные эффекты:


1.Наблюдается массовый переход политиков, блогеров и интернет-бизнеса в Телеграм и «ВКонтакте». «ВК» достаточно близок к Facebook по функционалу и гибко настраивается под запросы аудитории. Администраторы способны оперативно вводить и изменять функционал платформы, хотя навязчивая реклама и хаос в новостной ленте требует доработок.
Телеграм обладает собственной спецификой, в силу которой точно не сможет стать «аналогом-заменителем» Instagram. Телеграм ориентирован, в первую очередь, на оперативный обмен новостями, а также на ведение смысловых дискуссий (благодаря чему значительная часть политического и экспертного класса активно использует этот мессенджер). В Instagram же главной особенностью является визуальная составляющая – фотографии и видео.
2.Для блогеров и представителей интернет-бизнеса (визажисты, фотографы, дизайнеры и т.д.) ситуация детерминирует переход в «ВК», которая позволяет широко использовать визуальные решения. Вероятность же появления новых массовых и прорывных социальных сетей «а-ля Instagram» крайне мала (хотя попыток создания таких проектов и пиар на эту тему будет обширно присутствовать.
3.Для политизированного класса (журналисты, экспертное сообщество), который ориентирован не только на массовую коммуникацию, но и на содержательное обсуждение/сопровождение процессов, востребованным инструментом становится Телеграм. Показателен переход целого ряда губернаторов в Телеграм в последний месяц.
4.Работа в Телеграме накладывает свои требования на владельцев каналов. Прежде всего, есть запрос на смысловую работу. Простого выкладывания новостей (от губернатора, депутата, министра регионального правительства) недостаточно. Также Телеграм (несмотря на возможности размещения аудио и видеофайлов) в первую очередь ориентирован на содержательные тексты и четкую авторскую позицию. Иными словами, если ранее губернаторы могли публиковать бессодержательные посты с фотографией утренней пробежки в Instagram, то в Телеграм такой формат отторгается аудиторией. Соответственно, растет запрос на смыслы, идеи, управленческие решения и обозначение своей позиции.
5.Массовый переход российских политиков в Телеграм создает ряд нетривиальных эффектов. Крупные политики обычно сразу получают большое число подписчиков из числа как журналистов и лидеров мнений, так и обывателей. «Боты» в этом случае добавляют массовости каналу, но выполняют минимальную обеспечивающую функцию. При этом крупные политики (В. Володин, А. Турчак и другие) пишут регулярно, не реже одного поста в сутки. Целый ряд федерального-региональных политиков (например, вице-спикер Госдумы РФ П. Толстой) с учетом профиля своей работы выкладывают посты еще чаще, освещая как международную, так и федеральную, и региональную повестку. При этом многие рядовые депутаты
создают телеграм-канал «чтобы был», но при этом фактически не используют его и публикуют новости нерегулярно, эпизодически, без важных смыслов и содержательных моментов. Эффект от таких действий отрицательный: по сути, он высвечивает отсутствие публичного веса у депутатов и прочих политиков.
6.Многие губернаторы и депутаты с десятками и сотнями тысяч подписчиков в Instagram перешли в Телеграм, где у них число подписчиков – несколько сотен или чуть больше тысячи. Это очень негативно сказывается на их имидже и восприятии этих политиков, которые не выглядят в общественном сознании в качестве влиятельных персон.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?