О мобилизационной экономической политике. Профессор Московской высшей школы социальных и экономическ...

76338
О мобилизационной экономической политике.
Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), автор канала «Кагарлицкий letters» Борис Кагарлицкий о санкционной войне.

Отечественные чиновники уже убедительно объяснили нам, что российской экономике санкции не только не нанесут ни малейшего ущерба, но наоборот создадут мощнейшие стимулы для развития, роста и процветанию. Так что жалеть можно лишь о том, что все это не случилось лет десять назад: тогда бы уж точно мы были во всех сферах мировыми лидерами. А вот Запад от наших контрсанкций сразу загнется, без газа нынешним летом замерзнет, а уж без карточек МИР точно пропадет.
Однако, если оставить в стороне иронию, стоит и в самом деле подумать, какими могут быть последствия санкционной войны для других стран. И увы, сразу бросается в глаза, что больше всего от происходящего пострадают государства Ближнего Востока, вообще никак не задействованные в данном конфликте. Именно они являются главными потребителями российского и украинского зерна, именно им грозит серьезный дефицит продовольствия.
Что касается Запада, то там тоже ожидаются проблемы. Резкий рост цен на нефть и газ, спровоцированный не только санкциями и контрсанкциями, но и общим ухудшением ситуации на мировом рынке, которое сопровождает нынешний конфликт, уже отражается на кармане среднестатистического немца, француза или итальянца. Дорожает почти всё. И нагрузка на бюджеты домохозяйств растет параллельно с проблемами бюджетов государственных и региональных. Переориентация на новых поставщиков сырья происходит, но это не делается мгновенно. И более того, меняются политические расклады. Для компенсации российских поставок нужно пересматривать и расклады в международной политике.
Соединенные Штаты уже нормализуют отношения с Венесуэлой, на очереди Иран. Тут, правда, столь же резкого поворота ждать не приходится, ибо примирением Тегерана с Вашингтоном и Брюсселем будет крайне недоволен Израиль, интересами которого так просто никто не пожертвует. Придется искать более сложных многосторонних компромиссов. Их, несомненно, найдут, но не сразу.
Общий рост цен и повышение уровня инфляции в любом случае неизбежны и это радикально меняет ситуацию на рынках. Наряду с проигравшими, будут и выигравшие, но главная задача состоит в том, чтобы не потерять контроль над процессом и не допустить лавинообразного распада логистических цепочек. Роль государства в управлении хозяйством и социальными процессами растет на глазах, а сохранение социальной стабильности потребует либо радикального перераспределения ресурсов в пользу испытывающего всё больше трудностей большинства населения, либо радикальной смены элит.
В начале ХХ века, когда весьма открытые и глобализированные экономики того времени столкнулись с вызовом Первой мировой войны, управление хозяйственными процессами повсеместно пришлось переналаживать, прибегая к мерам, получившим название «военного социализма». Изменив соотношение сил в обществе эти меры, в свою очередь, стали преддверием более масштабных социальных реформ, резко изменивших экономическую и политическую жизнь. Либеральной хозяйственной системе в том виде, в каком она сложилась в эпоху раннего капитализма, пришел конец. Ее заменила смешанная экономика, требующая развития институтов планирования. К концу столетия на новом повороте истории восторжествовал неолиберализм, идеология свободного рынка взяла реванш. Но сегодня мы наблюдаем, как очередная рыночная глобализация подходит к концу. История повторяется.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?