ПРО БЕССМЕРТИЕ И АБСУРД В последнее время много думаю на тему актуальности и неустаревания контента....

744
ПРО БЕССМЕРТИЕ И АБСУРД
В последнее время много думаю на тему актуальности и неустаревания контента. Как написать что-то такое твердое, чтобы хотя бы лет через двадцать это не смотрелось шляпой? Не говоря уже про сто лет и более. И вот вспомнил своего любимого Летова и его прекрасное «Каждый из нас беспонтовый пирожок». Великое произведение – там что ни куплет, то золотая мысль, которую можно развернуть в неплохое такое философское эссе. Какое-то время назад смотрел у одного блогера ролик с анализом текстов Летова, и автор высказал интересную мысль: сейчас Летов актуален и жив, а Цой – нет. Потому что Цой слишком серьезный. А серьезные щи быстро протухают и не выдерживают испытания временем. Разве что какая-нибудь песня «Перемен!» живет, потому что история России циклична, и сказать «Да когда ж это кончится?!» хочется стабильно всегда. Однако это политика и социалка, ее и у Летова полно. Но есть еще, так сказать, трансцендентальный Летов-абсурдист, зубоскалящий красным смехом над страшным идиотизмом и угарной жутью ситуации, в который мы все перманентно пребываем. И вот этот вот смех над абсурдом жизни – тема по-настоящему бессмертная. Вот послушайте:

Каждый день свою я сумку
Свою сумку охранял
Всю свою жизнь
Я сумку охранял.

И смешно, и страшно.

Другие примеры, из кино, что я недавно пересматривал – «Любовь и смерть» Вуди Аллена и «Сталкер» Тарковского. Оба фильма родом из семидесятых. Оба о смысле жизни. Но «Сталкер» - уныл, и помнят его только из-за мифологизированной личности создателя. А «Любовь и смерть» даже в отрыве от личности Вуди Аллена – очень современное и актуальное на данный момент кино, которое смотрится на удивление смешно и злободневно. Ты сначала смеешься, а потом ужасаешься: черт, а я ведь только что думал про все это абсолютно серьезно! Смех и страх, как и все, быстро устаревают. Мало кто сейчас боится страшилок про вампиров и мертвецов, над которыми люди тряслись в позапрошлом веке. Про них снимают комедии. И мало кто будет смеяться над монологами юмористов, от которых все валялись под столом еще лет двадцать назад. Поэтому это вдвойне, втройне удивительно – как Аллену удалось пошутить так, что даже сорок лет спустя и при неоднократном просмотре смеешься в голос?

Для меня ответ один – это поддержание высокого градуса абсурда. Это та точка, в которой страх и смех как бы сливаются воедино. Наш мозг развивается не так быстро, как мода и прогресс. Сталкиваясь с тем, что он не может быстро понять и переварить, мозг выпускает волну гормонов, и человек смеется. Смех от абсурда - защитная реакция, тормозящая нас в момент, когда мы ближе всего приближаемся к понимаю того, в чем смысл и как все устроено. По какой-то причине наш мозг слишком мал и понимание такого рода не зашито в нашу программу. Но стремление к этому пониманию почему-то зашито. И вот когда осознание приближается к запретной черте, наступает взрыв смеха, после чего тебя отбрасывает назад в нормальность. А то, что ты только что начал понимать, стирается, а при повторении начинает казаться банальностью, ну, или той же нормальностью.

Еще один пример вспомнил: недавно пересматривал «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая. Там когда режиссер Якин пытается общаться с Иваном Грозным на старославянском, он говорит «Паки, паки, иже херувимы!» Я удивился, насколько это хорошая и современная шутка. Почему-то при предыдущих просмотрах она от меня ускользала, а теперь смотрелась очень свежо на фоне давно привычных мемов про баклажанную икру. Тяжело представить, что другой человек, живший задолго до моего рождения, смог так классно пошутить по меркам 2021 года. Думаю, такое ощущение тоже возникает благодаря абсурду. Как можно царю, которого перенесло в будущее, сказать «Паки-паки, иже херувимы!». Мой мозг отказывается это понимать.

Короче, надо развивать в себе вот это умение чувствовать абсурдность и запечатлевать его. Это позволяет создавать что-то по-настоящему твердое.

#мысли

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?