​​Продолжаем тему. Перенесем теорию трех осознаний в плоскость драматургии. Нередко я слышу мнение...

933
​​Продолжаем тему. Перенесем теорию трех осознаний в плоскость драматургии.
Нередко я слышу мнение о том, что в любом сценарии самая главная сцена - это кульминация. Я бы выразился немного подругому: самое важное - это момент финального выбора героя.
Мастерство драматурга культивируется в точке финального выбора. Герой совершает его без подсказок из вне, а только лишь потому, что все предыдущие события создали благоприятную почву для того, чтобы он поступил именно так и никак иначе. Сложность состоит в том, что зритель поверит только одному, истинному решению героя, и отвергнет все остальные, даже если они будут необходимы для реализации управляющей идеи картины.

Перейдем к примерам и снова вернемся к теории трех осознаний.

Возьмем мою любимую «Матрицу». За весь фильм Нео принимает три судьбоносных решения. Первое решение и первое осознание он совершает в момент, когда берет красную таблетку. Ему открывается правда, а вместе с ней и надежды человечества на его избранность. Нео относится к этим надеждам скептически, даже диалог с Пифией не прибавляет ему уверенности, напротив, он пребывает в сомнениях.
Второе решение Нео – спасти Морфиуса, вместо того, чтобы отключить его от сети. Может показаться, что Нео поверил в свою избранность, но на самом деле он лишь вспомнил слова провидицы и решил пожертвовать собой, ради спасения капитана корабля. Это второе осознание – перевалочный пункт на пути к настоящей вере.

Третий и финальный выбор Нео – драться с агентом, а не бежать. Он впервые верит в то, что может быть избранным. Складывается впечатление, что решение Нео не двигает сюжет вперед, ведь потом он все равно убегает, а затем еще и погибает, но на самом деле именно этот путь в итоге и приводит к неоспоримым доказательствам избранности Нео. Все происходящие события после сцены в метро - это последствия выборов Нео. Именно так должен работать идеально проработанный сценарий.

Более неудачный пример, «Пятный элемент».
Первый выбор Корбен Даллас совершает в ту секунду, когда решает спасти рыжеволосую незнакомку, за которой охотится полиция. Это первое осознание героя. Первый момент влюбленности.
Все остальные решения протагониста связаны с внешним конфликтом и к его внутренним переживаниям отношения не имеют. Зритель лишь догадывается о том, что в Корбене зарождается настоящая любовь.

Только в самом финале герой совершает второй выбор и признается в своих чувствах. Однако данный выбор, во-первых, сделан под давлением, во вторых, он не кажется таким уж сложным. Не говоря уже о том, что истинный выбор совершает Лилу, именно она, не смотря на все сомнения, решает спасти человечество.

В третьем акте акцент истории смещается с Далласа, у которого практически отсутствует внутренний конфликт, на Лилу. Теория трех осознаний могла бы сработать и с ней, но данному конфликту отведено слишком мало экранного времени. Сначала Лилу узнает о том, что в мире существуют война и смерть, а затем понимает, что ее кто-то любит. Слабова-то.
По выше описанным причинам, концовка всеми любимого "Пятого элемента" получилась пафосной и слишком мелодраматичной, но за сцену со спичкой, а так же за одну из самых смешных шуток в истории кино, так уж и быть, прощаю.

Президент: Огненный шар диаметром две тысячи километров летит прямо к земле и мы бессильны его остановить. Вот суть проблемы.
Корбен: Время еще есть?
Советник президента: Если скорость не изменится, один час пятьдесят семь минут.
Корбен: Созвонимся через два часа

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?