В середине нулевых по миру кино волной пронеслась мода на киноальманахи. Началось все с авторского с...

1304
В середине нулевых по миру кино волной пронеслась мода на киноальманахи. Началось все с авторского сборника короткометражных фильмов – «На десять минут старше». Тогда, в 2003 году, лучшие режиссеры планеты решили отдать дань уважения одноименному фильму 1978 года и снять десятиминутные истории о вариативном восприятии времени. Получилось стильно, местами глубоко, но слишком сложно для массового зрителя.

Через несколько лет эстафету подхватил более мейнстримовый проект – «Париж, я люблю тебя». Несмотря на теплый зрительский прием и благосклонность критиков, киноальманах с треском провалился в прокате.

Большие надежды были связаны с проектом: «У каждого свое кино». Снова авторские работы самых независимых режиссеров планеты, от Джармуша и Линча, до Аки Карусмяки и Ларса Фон Триера. Каждый из них снял комплементарную историю, посвященную самому волшебному из искусств - кинематографу.
Конечно же, и этот киноальманах потерпел финансовую неудачу. После него ветвь развития данного формата полностью ушла в сторону коммерции. Под руководством продюсера Эммануэля Бенбии почти каждый год стали выходить фильмы с одним и тем же заголовокм, менялось в них лишь одно слово – название города. «Нью-йорк, я люблю тебя», «Тбилиси я люблю тебя», «Рио, я люблю тебя» и так далее. Проекты потеряли былую искренность, романтичность и оригинальность. Единственное, что в них осталось – это тщетные попытки реанимировать формат, который впрочем никогда и не дышал.

Россия тоже решила не отставать от тренда и выпустила несколько отечественных киномальманахов. Один из них получился вполне достойным – «Короткое замыкание». Разумеется - не окупился. Про остальные проекты даже и говорить не хочется.

Почему же этот, казалось бы, перспективный формат так и не обрел настоящую популярность среди массового зрителя?

Первая проблема – это естественная неровность работ. Кто-то из режиссеров, даже при изначально установленных рамках, тяготеет к трудному артхаусу, другой напротив, нацелен на легкость и простоту. Происходит столкновение жанров, тональностей, стилей, не говоря уже о том, что всегда бывают несколько откровенно слабых фильмов, которые могут сильно подпортить впечатление от просмотра более цельных картин.

Вторая проблема – слишком большое количество фильмов в одном. Зритель не робот, он не может быстро и четко переключаться между историями, ему нужна передышка, мало того, если кино достойное, если оно оставляет послевкусие, то человеку хочется насладиться этим моментом, посидеть, подумать, а не погружаться сразу же в очередной незнакомый мир следующего фильма.

Мне было довольно обидно наблюдать за тем, как изначально светлая и благородная идея киноальманахов так и не смогла прижиться. Короткометражное кино всегда было необычайно трудно монетизировать. Я, как начинающий режиссер, не могу воспринимать этот факт без боли, но о том, как все-таки можно на нем заработать и что со всем этим делать я еще успею написать в будущем. Сейчас же вернемся к нашей воскресной традиции.

Сегодня я покажу вам двухминутный фильм Братьев Дарденнов, включенный в киноальманах "У каждого свое кино". Дарденны уже около пятнадцати лет берут премии на Канском фестивале, который, как известно, отдает предпочтение остросоциальному кино. Я к этой теме отношусь прохладно, поэтому в моем топе их торчества, трогательная и душевная короткометражка о магии кино занимает почетное первое место.

Во мраке

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?