1962 год. Оператор Виктор Хрусталев уходит в блиц-запой со своим товарищем сценаристом Костей. Но из...

20026
1962 год. Оператор Виктор Хрусталев уходит в блиц-запой со своим товарищем сценаристом Костей. Но из алкогольного блэкаута он возвращается один: Костя выходит в окно, оставляя после себя гениальный сценарий. И для Вити теперь снять эту историю дело принципа. Проблемы две: во-первых, покойный уже обещал сценарий начинающему режиссеру Егору, во-вторых, нажравшийся по случаю рождения дочери заслуженный режиссер Федор Кривицкий сломал копчик. Это не совсем проблема оператора Хрусталева, но если он хочет свой фильм, объясняет герою директор Мосфильма, надо закончить фильм Кривицкого: страна ждет к 8 марта праздничного кинофильма. Но оператору нужен режиссер и на картине появляется режиссер-стажер - тот самый Егор.

Сюжет сериала «Оттепель» выстроен вокруг съемок «Девушки и бригадира», праздничной комедии про колхоз и любовь. А главными героями будет съемочная группа: два режиссера, два оператора, дебютантка Марьяна, в которую беззаветно влюблен эмоциональный Егор, её брат Санча - художник по костюмам, звезда экрана пижон Будник, актриса и бывшая жена Хрусталева Инга, наконец второй режиссер Регина Марковна, которая пытается превратить весь этот дурдом в подобие профессионального коллектива, которому, вообще-то, надо кино снимать.

«Оттепель» - это первоклассный производственный роман, который умело притворяется мелодрамой. Да, отношения, измены и секс героев составляют значительную часть истории: в сериале аж два любовных треугольника. Но все-таки самая важная любовная линия сериала не про то, с кем будет красавица Марьяна. Весь сериал - это признание автора в любви к кино как к профессии и образу жизни.

На первый взгляд, герои легко делятся на художников и ремесленников. Восторженных фанатиков, видящих в кинематографе искусство, и циничных режиссеров, снимающих к памятным датам духоподъемные картины о смычке города и деревни. Бесконечно раздражающая «типичная советская женщина», жена режиссера Кривицкого возмущенно отчитывает прогрессивных Хрусталева и Костю за пренебрежительное отношение к комедиям мужа. На фильмах моего Феди полные залы, а ваши фильмы - они классово чужды советским людям, люди их не понимают. А «её Федя» стоит рядом в страшном смущении, потому что ему за жену стыдно.

И если бы сериал действительно так просто делил режиссеров на сорта, то смотреть его не имело бы смысла. Но «Оттепель» устроена тоньше, и вот уже в другой серии молодой Егор, считавший себя художником, для которого снимать праздничный водевиль ниже его достоинства, жалуется Хрусталеву: «легко иронизировать над Кривицким, но он кино снимает, а я даже задачу актеру правильно поставить не смог».

Москва 60-х в сериале - это уютный красочный мир, в котором все заняты любимым делом и никому всерьез не мешают сложные бытовые условия и обстоятельства. Но довольно быстро становится понятно, что Тодоровский сознательно поселяет своих героев в красочный мыльный пузырь. Да, он есть, да, внутри хорошо, но граница его невероятно тонка, и в любую секунду советская действительность может сожрать всех. Символом этого страшного мира становится следователь, решивший сделать из самоубийства - убийство и посадить классово неприятного ему оператора Хрусталева. В одной из самых сильных сцен сериала - следователь заходит в кабинет директора картины на Мосфильме и тот, просто посмотрев на посетителя, сразу встает. Потому что Россия, которая сидела, без слов узнает Россию, которая сажает.

И сочетание качественной драмы, красочного мира и вот этих маленьких, но очень страшных деталей - разговора о расстреле протестующих в Александрове, сидевшего по политической статье героя-грузина, сгинувших в тюрьмах по «делу геологов» родителей Санчо и Марьяны или сломанная карьеры актрисы Инги, обладательницы «несоветского лица», - делают «Оттепель» не сказкой, а сложным произведением и просто лучшим русским сериалом.

https://youtu.be/9eF3VCHwNfE

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?