Ну и хорошая новость — получивший главный приз сатирический «Квадрат» Рубена Эстлунда вообще не про ...

1702
Ну и хорошая новость — получивший главный приз сатирический «Квадрат» Рубена Эстлунда вообще не про это. Не такая хорошая — в том, что он сразу про миллион других вещей. Центральный персонаж, куратор стокгольского музея современного искусства, если и герой истории, то фиктивный — он, в общем, напыщенный болван и неприятности с ним происходят под стать. Сюжет, смешно сказать, почти целиком заключается в возвращении украденных в уличной потасовке бумажника, телефона и запонок. Фильм, тем временем, длится два с половиной часа. Он и устроен как собранная уверенной кураторской рукой музейная экспозиция: Exhibit A, Exhibit B, выход через сувенирный магазин. В одном эпизоде зритель с синдромом Туретта срывает паблик-ток, приуроченный к открытию выставки («Дерьмо! Покажи сиськи!»), в другом уборщик по ошибке сметает инсталляцию того же художника (впрочем, быстро находится выход из положения). В неожиданно брутальной сцене полуголый мускулистый человек-обезьяна с говорящим именем Олег решительно ломает четвертую стену и в рамках перформанса набрасывается на гостей званого ужина. Давший название фильму «Квадрат» — это инсталляция перед входом в музей (и реально существующий проект Эстлунда). Овеществленный социальный контракт: каждый, кто встает внутрь подсвеченного периметра, принимает обязательство приходить на помощь к тем, кто об этом попросит. Деловитые ребята из пиар-агентства решают, что «пространство доверия и безопасности» звучит недостаточно медийно и заливают на канал музея вирусный ролик со взрывающейся в этом квадрате бездомной девочкой.

Что все это значит? Если начать перечислять список подразумеваемых тем — неравенство, доверие, справедливость, этика — захочется плюнуть. Идеальный раздаточный материал к уроку обществознания, буквально сделанный для того, чтобы провоцировать бесконечные дискуссии, этот фильм немного сам как та взрывающаяся девочка. Что его, возможно, спасает — так это отстраненная интонация, напоминающая о фильмах другого шведа, Роя Андерссона. А в том, что размышляющий о безопасности искусства фильм сам выглядит довольно безопасно, есть даже какая-то приятная самоирония.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?