Сачковал тут с репортажами по ходу фестиваля, напишу сразу итоги, а попозже про несколько лучших фил...

1473
Сачковал тут с репортажами по ходу фестиваля, напишу сразу итоги, а попозже про несколько лучших фильмов. Рискованно сравнивать с прошлогодней программой, но, похоже, в этот раз действительно не случилось ни неожиданного прорыва (см. «Тони Эрдманн»), ни вызывающей дерзости (см. «Она»), ни даже номинанта в категории «так плохо, что хорошо и снова плохо» (см. «Последнее лицо»). Зато были возвращающиеся из года в год обычные подозреваемые: бесстыже злободневный фильм («120 ударов в минуту» Робина Кампийо про ВИЧ-активистов, гран-при), участник по квоте на мультикультурализм («Свечение» Наоми Кавасе про слепнущего фотографа), фильм Хона Сан Су («На следующий день», собственно, Хона Сан Су). Есть этой повышенной однородности и косвенное статистическое подтверждение: в ежегодной таблице оценок жюри журнала Screen средний балл в этом году отличается не сильно — 2,2 против прошлогодних 2,4, зато разброс между крайними оценками уменьшился с 3,6 до 2,4 баллов.

Впрочем, не всегда выделяясь по отдельности, все вместе фильмы конкурса дают повод сказать о сквозном сюжете: в этот раз как минимум половина из них посвящена разной степени кошмарности версиям персонального ада. Отравленный детскими воспоминаниями, проводит полфильма с полиэтиленовым пакетом на голове герой Хоакина Феникса в «Тебя никогда здесь не было» (приз Фениксу и за сценарий). Похожим способом пытается сбежать из буржуазного комфорта герой Трентиньяна в «Хеппи-энде». Путешествие «Кроткой» Лозницы начинается со встречи с Почтой России — и как-то сразу становится понятно, что ничем хорошим оно не закончится. Суровые принципы греческой трагедии диктуют логику и громогласный финал «Убийства священного оленя» (с чем, кстати, безоговорочно было хорошо в этом году, так это с музыкой — в диапазоне от Джонни Гринвуда у Рэмси до Софии Губайдулиной у того же Лантимоса). Ад другого фильма с Колином Фареллом и Николь Кидман, «Рокового искушения» Софии Копполы (приз за режиссуру), выглядит как интернат для юных дев в глухом американском лесу, но приносит не менее кровавый конец.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?