В паре с «Краткой историей Cahiers du Cinema» прочитала биографию Франсуа Трюффо двадцатилетней давн...

1583
В паре с «Краткой историей Cahiers du Cinema» прочитала биографию Франсуа Трюффо двадцатилетней давности. Получился отличный дабл-фичер: о плюс-минус тех же событиях рассказывают их непосредственные участники, и это здорово дополняет первую книгу. Пока я читала английский перевод, издательство Rosebud анонсировало, что выпустит биографию на русском языке — здесь опубликован первый отрывок.

Одна из глав цитирует письма Трюффо с Фестиваля проклятых фильмов в Биаррице в 1949 году. Независимый смотр придумали Жан Кокто, Робер Брессон, Андре Базен и другие участники киноклуба Objectif как альтернативу Каннам, которые, по мнению Кокто, не предлагали ничего радикально нового и отвергали самобытные, заслуживающие внимания фильмы, — Биарриц должен был их спасти.

Трюффо приехал на фестиваль в статусе секретаря Базена, все время ругал город (слишком светский) и жил в дешевом общежитии вместе с Риветтом, Шабролем, Душе и другими. В зарубежных текстах об этом гуляет какое-то несметное количество анекдотов: всем тогда было около 20 лет или меньше, на смокинги и бабочки пришлось занимать деньги, а в Биарриц они приехали самым дешевым и неудобным поездом. 

Считается, что именно там будущие авторы Cahiers сблизились и осознали себя как действующую силу. Пока Базен представлял картины, а Кокто занимался преимущественно организационными хлопотами, группа молодых синефилов решила отделиться от участников Objectif: они критиковали организацию и излишний лоск фестиваля и много разговаривали о том, как сегодня нужно писать о кино. 

Надо сказать, что Objectif был престижным, если не снобистским, киноклубом, и фестиваль в Биаррице состоялся за счет патронов, которые готовы были платить, чтобы первыми увидеть новый фильм или послушать Орсона Уэллса в Париже. Кокто сделал очень правильную вещь: он собрал в одном месте аристократов, которые могли вкладывать средства в кино, и тех, кто хотел устроить революцию. Последние были в меньшинстве, но это думающее меньшинство раз и навсегда изменило кинематограф. Было ли это возможно без помощи Кокто, лично следившего за тем, чтобы швейцар пропускал не всегда подобающе одетых подростков, — вопрос риторический, но любопытный. 

Фестиваль в Биаррице часто называют точкой отсчета, из которой выросли Cahiers и французская новая волна; тем удивительнее, что на русском об этом почти ничего не написано. В общем, не пропустите книгу, когда выйдет; не зря она так долго до нас добиралась.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?