«Капитан Фантастик», напомним, выиграл в прошлом году каннский Un Certain Regard, — неплохое достиже...

1275
«Капитан Фантастик», напомним, выиграл в прошлом году каннский Un Certain Regard, — неплохое достижение, которое, впрочем, не является гарантом качества: в этой программе встречаются шедевры, но вместе с ними там каждый год показывают такое количество разного мусора, что мама дорогая. Снял «Капитана» Мэтт Росс ( вот этот парень, вы его точно знаете, если видели хотя бы пару эпизодов «Silicon Valley»), это второй его полный метр. Вигго Мортенсен играет отца шестерых детей, с которыми живет в лесу и учит разным премудростям, — выживать в дикой природе, имея при себе только нож, изучать науки (от языков до квантовой физики), выращивать овощи, и так далее. Семья у них чрезвычайно высококультурная — они читают Т. С. Элиота и Ф. М. Достоевского, слушают И. С. Баха, а вместо Рождества празднуют День Ноама Хомского: дети получают подарки, прыгают с портретом лингвиста и поют «Дядя Ноам, сегодня твой день!». Эту идиллию нарушает внезапная смерть жены Вигго, которая (видимо, из-за всего вышеперечисленного, но не факт) последние несколько лет провела в сумасшедшем доме. Семейке отшельников придется отправиться на похороны и по пути познакомиться с тем, что такое цивилизация.

В Каннах «Капитану Фантастику» устроили десятиминутную стоячую овацию, и этот факт, конечно, заставляет ожидать немножко другое кино, чем ужасно миленькую (но чтобы немножечко черного юмора) инди-мелодраму в духе «Маленькой мисс Счастье», скромненько высказывающуюся на тему корпораций, капитализма и общего загнивания цивилизации. Если бы Росс не настаивал на том, что скромненько высказываться раз в десять минут ему просто необходимо, и оставил бы «Капитана» комедией про детей, которые могут виртуозно анализировать «Лолиту», знают теорию струн, но не способны жить в социуме, а также их отца, который не понимает, что так быть не должно, все бы от этого только выиграли. Главное же достоинство фильма, безусловно, Вигго Мортенсен, благодаря которому этот лесной патриарх с причудами выглядит объемно и даже, хм, реалистично. Человек он, мягко говоря, противоречивый, а строго говоря и вовсе фашист, сделавший собственных детей заложниками своих идей, — но до настоящего безумца не дотягивает, хотя Мортенсен, конечно, очень старается (от этого только заметнее, насколько он нормальный мужик).

В общем, ребят, тут такое дело. Стоит ли запирать детишек в лесной избушке, потому что цивилизация вредна и омерзительна? Стоит ли помогать поранившемуся ребенку, или пусть мучается и воспитывает волю? Стоит ли подробно объяснять пятилетней девочке, что такое «половой контакт»? Стоит ли красть еду из магазина, потому что она должна быть бесплатной? Стоит ли боготворить Ноама Хомски? Наконец, главный вопрос, — является ли социальная адаптация обязательным аспектом взросления?

На этой противоречивости идей, взглядов и решений строится успех «Капитана» у критики — фильм, что называется, «поднимает вопросы», но лучше бы он этого не делал, потому что вопросы-то игрушечные, а это скучно и утомляет. К тому же, основной конфликт Росс позаимствовал из «Берега москитов» Питера Уира, — только Уир разрабатывал его красивее и с гораздо большим размахом (посмотрите лучше фильм Питера Уира, серьезно. Любой).

С другой стороны, не все рады, — вот Питер Брэдшоу, например, пишет, что хуже фильма в жизни не видал, но так-то уж тоже незачем ругаться, — кино, конечно, совершенно проходное, но определенные моменты там есть, да и смешного хватает. «Оскар» Вигго вряд ли получит, пока в мире есть распевающий куплеты Райан Гослинг, но всегда приятно поддержать хорошего человека, — в какой бы ерунде он ни снимался. #oscarsontherun

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?