#Лучшее И снова про Космос. В прошлом году в российском прокате почти незаметно прошла «Проксима» А...

#Лучшее

И снова про Космос. В прошлом году в российском прокате почти незаметно прошла «Проксима» Алисы Винокур, между прочим, одна из самых удачных «женских» картин 2019. 

В «Проксиме» Ева Грин играет французскую астронавтку Сару, которую отобрали в команду из трех человек для исторической попытки долететь к Марсу. У Сары есть детская мечта, жесткий план тренировок, ответственная работа, мудаковатые коллеги, бестолковый бывший муж и дочка лет восьми, которая ничего этого, конечно, не понимает.

Кто-то обратил внимание, что «Проксима» составила бы хорошую пару с распиаренным «К звездам» Джеймса Грея. Мысль стоящая, хотя их парность родом из Зазеркалья. 

Если Ad Astra - это разверзшийся космос мужского самолюбования, напыщенный  квест по выдуманным проблемам, претенциозный и дорогостоящий поцелуй собственной жопы, то Proxima, напротив, печальное, сдержанное кино, которое показывает, что путь женщины от предписанной роли к праву быть в полном смысле человеком одинаково хорошо рифмуется и с полетом к Марсу длинную в жизнь и с самораспятием в тренировочной центрифуге. 

Космос у Винокур - метафора радикальной свободы; права на себя - не в какой-то определенной ипостаси, а на себя любую и никакую, наверное, тоже. На всё то, что мужчинам положено по умолчанию. Сара лелеет мечту о полете с детства. Ее кошку зовут Лайка, а дочку - Стелла. Но даже в центральный момент жизни ей, прямо скажем, не до того. 

За изнурительными тренировками и бесконечной тревогой за дочь, которую надо покинуть на целый год,  не остается минуты подумать о своих желаниях, да и какими они могут быть? 

У женщин нет времени на неспешное плавание по галактике в поисках смысла жизни, господней любви и подгулявшей самооценки. Так развлекаются только парни, которые и в пятьдесят лет могут себе позволить оставаться большими капризными детьми, как, например, бывший муж Сары. 

Сама Сара рвет жилы, чтобы казаться не хуже коллег-мужчин. Она и так лучше, но этого всегда недостаточно. Космос для Сары не аттракцион, а погоня за мечтой о самой себе, которая вот-вот ускользнет, хотя вроде бы все уже решено. Это кажется непонятным, но мечтать только для себя женщине вообще-то не очень просто.

У каждой матери есть параллельная космическая программа, ничуть не менее важная, опасная и по сути такая же бесконечная как полет к другим мирам, пролегающая среди облаков угрызений совести, тумана осуждения и постоянного страха не сделать всё возможное.

Материнских усилий всегда будет недостаточно, ослабленная мужским эгоизмом и общественными установками их хрупкость сама подталкивает женщину к мысли, что лучше сосредоточиться на чем-то одном. Даже мужчины, которые поначалу ведут себя в фильме как паскуды, постепенно проникаются этой немой борьбой.

Милее жирно выписанных туманностей и звездных скоплений, режиссёрке тлен подмосковной осени - герои карабкаются на небо из жухлой травы и мерзотных постсоветских интерьеров. Помните знаменитые фотографии Евы Грин и Мэтта Диллона в подмосковном супермаркете? Это как раз из «Проксимы».

Заводя разговор о Космосе Винокур не желает тратиться на хромакей и эффектные свистульки, доказывая между делом, что женщина способна сделать фильм полный силы и света, просто выглянув из комнаты. 

Это красивая картина, хоть за весь фильм мы и не увидим ни одной звезды. И красиво решение дилеммы, к которому героиня Евы Грин приходит в конце. Благородное и отчаянное, смелое и полное глубокого жизненного оптимизма. Не в том дело, чтобы вытравить из себя женское и угнаться за мужчинами, а в том, чтобы победить как есть. В том, что можно и нужно побеждать именно так.

Похожие каналы

Еще

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?