​​Насилие (часть 1) Уинстон Черчилль отмечал, что вся история человечества неразрывно связана с войн...

391
​​Насилие (часть 1)
Уинстон Черчилль отмечал, что вся история человечества неразрывно связана с войнами. Мира почти никогда и не было, за исключением нескольких коротких промежутков. И он прав. Всё так и есть. А ещё не забудем об этнических и территориальных конфликтах, кровной вражде, домашнем насилии. В общем, что-то в людях такое есть, из-за чего все эти вещи не уходят в прошлое, а продолжают происходить.

И, как и в случае с другими моральными аспектами, которых мы уже касались, реальное изучение проблемы подменяется ошибочными доктринами, выгодными политикам. Вот к чему сводятся эти доктрины: «Насилие не имеет ничего общего с человеческой природой. Это патология, которая приходит из культуры, инфекционное заболевание, активно распространяющееся в определенной среде».

Это мнение, которое чуть ли не законодательно закреплено на самых разных уровнях. И оно звучит с поразительной уверенностью: «Мы знаем причины: это бедность, дискриминация, незаботливые родители, плохое образование. В общем, социальная сфера. Просто нужно как следует всем этим заняться, и тогда проблема исчезнет».

Но это опять попытки спрятаться за доктрину «чистого листа» и «благородного дикаря» и убедить себя и всех, что всё плохое в нас попадет извне. А если так, то можно его и искоренить. Звучит это всё отлично и оптимистично. Но проблема в том, что это не так. Почему? Вы уже должны знать сами. Потому что конфликт интересов – неотъемлемая часть человеческого существования. И часто наши интересы идут вразрез с интересами других людей. Именно поэтому рациональные, здоровые, сытые граждане регулярно причиняют физический вред кому-то или уничтожают чье-то имущество.

Агрессия – это не какое-то нарушение, а упорядоченное действие, совершаемое ради какой-то конкретной цели. Нас должно интересовать не то, почему мы становимся агрессивными, а наоборот, почему мы проявляем агрессию лишь иногда. Естественно, социальные и культурные факторы тоже оказывают влияние. Но нелепо рассматривать их в отрыве от биологии, генов и строения человеческого мозга.

И тут мы вспоминаем Гоббса, который ещё много времени тому назад всё правильно говорил. Почему люди прибегают к насилию? Во-первых, из-за конкуренции. Естественный отбор насквозь ею пропитан. Мы боремся за ограниченные ресурсы, и наши организмы под это заточены. Отсюда в том числе и половые особенности.

Во-вторых, недоверие. Из него растет политика сдерживания на всех уровнях. У нас есть соседи, и нам кажется, что они могут позариться на то, что есть у нас. Поэтому нужно быть постоянно начеку. А потом приходит мысль, что лучшая защита – нападение. И люди ведь существа социальные. Поэтому такая механика работает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне групп/государств. А ещё люди умеют изготавливать орудия труда и обороны. И вот всё вместе это может привести к очень серьезным проблемам, учитывая, что мы постоянно беспокоимся о том, как бы на нас не напали.

В-третьих, слава, честь, репутация. Сколько конфликтов происходит из-за того, что кто-то кого-то задел или обидел! Понятное дело, что сейчас уже мало кто решает вопросы дуэлями, как раньше. Но даже на международном уровне борьба за личную или национальную честь выглядит не такой идиотской, как можно было бы предположить. Мы же не хотим, чтобы на нас напали, поэтому логично постоянно напоминать всем, что «можем повторить» и поддерживать такую репутацию.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?