Трифоновская церковь на одноименной улице в районе метро «Рижская» — одно из древнейших сохранившихс...

1635
Трифоновская церковь на одноименной улице в районе метро «Рижская» — одно из древнейших сохранившихся зданий в Москве: не то ровесница кремлевских соборов и стен, не то даже старше. Вне Кремля древнее разве что Спасский собор Андроникова монастыря (первая половина XV века), да и внутри Кремля — только подклет Благовещенского собора да стены Богородице-Рождественской церкви до хоров.

Построена Трифоновская церковь, по всей вероятности, при великом князе Иване III (1462 – 1505). Напрудное, по которому она названа, — в ту пору одно из многих подмосковных великокняжеских (т. е. принадлежащих лично государю) сел. Вокруг были заповедные леса — государевы охотничьи угодья. Чуть восточнее —Сокольники: ныне метро, район и парк, а тогда — слобода сокольников, т. е. людей, отвечающих за государевых охотничьих соколов.

Св. мч. Трифон Апамейский — общехристианский святой (погиб в Дециево гонение III века). Иконография с соколом на руке — чисто русская традиция. По легенде, однажды сокольник Трифон Патрикеев потерял любимого сокола царя Ивана Васильевича Грозного, и тот пообещал его казнить, если не найдет. Сокольник облазил все леса, отчаялся — и взмолился своему небесному покровителю о помощи. Тот явился ему и указал, где найти птицу. Сокольник возвратил ее царя, а на месте явления святого поставил, при содействии государя, эту самую церковь.

Эта легенда впервые зафиксирована св. Дмитрием Ростовским в примечаниях к житию мч. Трифона (1690, изд. 1695; https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE_%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D1%81%D0%B2%D1%82._%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C/1#cite_note-18). Алексей Толстой в «Князе Серебряном» изложил ее как происшествие, случившееся во время действия романа, т. е. при Иване IV. Но это вольность или ошибка: церковь определенно построена, когда Ивана IV еще на свете не было. Дмитрий Ростовский, вероятно, имел в виду другого государя, которого тоже называли царем Иваном Грозным, — Ивана III. Патрикеевы — это боярский род, служивший московским князьям с 1408 года, его представитель князь Иван Патрикеев был одним из ближайших людей к Ивану III; но ни одного Трифона в этом роду, насколько нам известно, не было.

Ездец-сокольник (всадник с соколом на руке) появляется на великокняжеских печатях и на монетах без малого за столетие до строительства Трифоновской церкви, на рубеже XIV – XV веков. Что касается русских монет, это вообще одно из самых ранних изображений. По всей видимости, ездец-сокольник первоначально символизировал великого князя. И если про ездца-копейщика более или менее понятно, почему он был переосмыслен как Георгий Победоносец (https://t.me/piastras/151), то про св. Трифона загадка, как он тут вообще оказался: он ведь даже не был патрональным святым никого из великих князей.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?