Стоило возродить канал, как у редакции «Пиастров» сломался ноутбук, и вот уже три дня вся королевска...

1088
Стоило возродить канал, как у редакции «Пиастров» сломался ноутбук, и вот уже три дня вся королевская конница и вся королевская рать не могут собрать. Поэтому картинки будут позже.

Впрочем, все ведь и так помнят изображение Георгия Победоносца на московском гербе? Это очень древний символ Москвы: на княжеских печатях и на монетах он появляется с первой половины XV века. Но есть нюансы.

Изначально это был вовсе не св. Георгий. В описаниях русских монет (в частности, у Григория Котошихина в XVII веке) неизменно говорится, что это изображение государя. Образ этот назывался «ездец» и существовал как минимум в трех вариантах: с саблей или мечом (ездец-мечник), с копьем или длинным жезлом (ездец-копейщик) и с соколом на плече (ездец-сокольник). Ездец-мечник, помимо прочего, почти неотличим от «погони» — литовского герба с всадником, размахивающим мечом над головой. Ездец-копейщик бывает и со змеей, и без — очевидно, иконография «чуда Георгия о змие» влияла на образ, но именно что влияла, а не подменяла собою.

Самый ранний сохранившийся московский ездец на монетах — сокольник. Копейщик появляется во время междоусобицы князей Василия Васильевича и Юрия Дмитриевича (1425–1453) и обычно ассоциируется с последним: Георгий Победоносец был его патрональным святым (Юрий и Егор, кто не знал, это русификации греческого имени Георгий). Но это, видимо, ошибочная интерпретация, а с именами — просто совпадение. Вообще, на монетах, в отличие от печатей, княжеских патрональных святых не чеканили. Василия Васильевича, например, символизировал Самсон, разрывающий пасть льву. Юрий Дмитриевич не дожил до конца междоусобицы, а его дети борьбу проиграли. Потомство же Василия Васильевича преспокойно чеканило монеты с ездцом-копейщиком, что было бы странно, если бы он ассоциировался с врагом их линии.

По предположению А. Л. Юрганова, ездец-копейщик — это символическое изображение великого князя / царя в ипостаси «последнего государя» — православного правителя, которому суждено победить неверных и вручить земную власть Христу в Его второе пришествие. А Георгием Победоносцем его «назначил» только Петр I в начале XVIII века, когда определял городам гербы.

Подробности и картинки воспоследуют при первой технической возможности.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?