«Другой “вечной” темой назиданий было пьянство монахов. Следуя традиции Кирилло-Белозерского монасты...

344
«Другой “вечной” темой назиданий было пьянство монахов. Следуя традиции Кирилло-Белозерского монастыря, Иннокентий воспрещает иметь в обители хмельные напитки. <...> Вопрос также требовал особого рассуждения, поскольку греческие уставы разрешали подавать несколько чаш разбавленного водой виноградного вина на монастырской трапезе. Ссылаясь на греков, многие русские обители держали запасы медов, квасов и вин для праздничного «утешения» братии и чествования знатных гостей.

Стоглавый собор 1551 года осуждает пьянство монахов и требует “горячего вина по монастырем не курити [не изготавливать] и не пити, и хмельнаго пития пив и медов не держати им”. Однако здравый смысл заставил иерархов оставить некоторую лазейку в монастырском “сухом законе”. «И пити квасы житные и медвяные, всякие кождо по своим обиходом, а от вин от фрянзских [виноградных] не возбраняются: нигде бо несть писано, что не пити вина, но токмо писано, не пити вина в пьянство. А еще где брящут фрязские вина, то в славу Божию испивают, а не в пиянство». К этому можно добавить лишь одно: дороговизна привезенных из южных стран виноградных вин делала их доступными только для богатых иноков или крупных монастырей».

Отрывок из книги Николая Борисова “Повседневная жизнь Средневековой Руси накануне конца света” о событиях около 1492 года.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?