Росту цен – подспорье: как на нефтяном рынке отразится сокращение отгрузок с КТК. Тенденция  Шторм...

92353
Росту цен – подспорье: как на нефтяном рынке отразится сокращение отгрузок с КТК.

Тенденция 
Шторм, разразившийся 20 марта у берегов Новороссийска, привел к выводу из строя выносных причальных устройств (ВПУ), с помощью которых нефть, транспортируемая из Казахстана по трубопроводу «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), отгружается на танкеры.  
• Двум из трех ВПУ потребуется полная замена. Необходима ли замена третьего ВПУ, который пока что так же выведен из эксплуатации, станет известно после дообследования. 
• В 2021 г. через КТК было отгружено 60,7 млн т нефти: объем ежесуточной отгрузки составил чуть меньше 170 тыс. т нефти. Вывод из строя двух из трех ВПУ приведет к сокращению отгрузок на 120-130 тыс. т в сутки, с учетом нивелирования эффекта взаимозаменяемости причальных установок. Это 0,9% мирового суточного потребления: глобальный спрос составляет чуть меньше 100 млн баррелей нефти в сутки (б/с), а 120 тыс. нефти эквиваленты 880 тыс. баррелей. 
• Нефть, отгружавшаяся с КТК, имела казахстанское происхождение: с минимальным присутствием российского сырья она экспортировалась в страны Южной Европы (Италию, Испанию. Францию), а также в Нидерланды и США. Чтобы частично сохранить прежний объем экспорта, казахстанские производители, с высокой вероятностью, будут использовать несколько альтернативных канала поставок – нефтепровод Атырау-Самара, который станет транзитной ветки для дальнейшей транспортировки в порты Балтики или Махачкалу, а также трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, для которого, правда, характерны высокие тарифы.  

Прогноз ИРТТЭК 
• На замену двух ВПУ может уйти до двух месяцев, а на замену всех трех – возможно, чуть более длительный срок. Для нефтяного рынка это может стать фактором роста цен, которые и так за последний месяц выросли почти в полтора раза на фоне геополитических рисков и ожиданий сокращения российского нефтяного экспорта из-за временного эмбарго со стороны США и добровольного отказа ряда трейдеров закупать нефть, добываемую в РФ. 
• Оператор проекта, «Каспийский трубопроводный консорциум», вряд ли столкнется с реальной угрозой недопоставки комплектующих, необходимых для ремонта ВПУ. Среди акционеров КТК – не только Российская Федерация (24%), но также Казахстан (19%), и «дочки» крупных зарубежных компаний, в том числе Chevron (15%) и Eni (2%). Проект КТК реализовывался для экспорта казахстанской нефти, импорт которой не сопряжен с какими-либо санкционными ограничениями. Поэтому санкционные риски, с высокой вероятностью, обойдут КТК стороной. 
• В целом, временное сокращение отгрузок с КТК создает дополнительные сложности для европейских потребителей, которым и без того приходится сталкиваться с ростом трансакционных издержек. 

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?