ХОЛИЗМ (от греч. otax; — целый, весь) — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме со...

715
ХОЛИЗМ (от греч. otax; — целый, весь) — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем про­стая сумма его частей.

Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать по­знанию его частей. В более узком смысле под холизмом по­нимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм».

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об иде­ях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и кон­цепции государства (которому как целому должны быть под­чинены интересы отдельных людей) стоял на позициях хо­лизма.

В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм, настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к вхо­дящим в него ощущениям.

В области социальных учений холизм нашел выражение в разнообразных доктринах, обосно­вывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам.

В философии науки хо­лизм проявился в т. н. «тезисе Дюгема — Куайна», в методо­логических концепциях Т. Куна, П. Фейерабенда и др.

Т. о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в самых различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма со­вокупность предметов, образующих целостность, обретает не­кое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности име­ют законоподобный характер и определяют место в ней каж­дой части. Наконец, целое придает своим частям новые свой­ства.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?