ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ - направление в философии кон. 19 — нач. 20 в., отождествляющее бытие, познава...

747
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ - направление в философии кон. 19 — нач. 20 в., отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действи­тельности.

К этому направлению принадлежали немецкие философы В. Шуппе (который высказал основные идеи имманентной философии), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауф­ман, И. Ремке и др.

В духе учения Канта имманентная фи­лософия считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с основной тенденцией неокантианства), она отрицает существование «вещи в себе», т. е. объектив­ной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма.

Поскольку с т. зр. имманентной философии все познаваемое находится в сфере сознания, т. е. внутренне присуще ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которы­ми «обладает» душа, это две области «Я», сознания.

Имма­нентная философия продолжает учение Авенариуса о при­нципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать солипсизма, имманентная философия признает существование других «Я» (хотя согласно имманентной философии запрещается утверждать о чем-либо вне нашего сознания).

Часть сторон­ников имманентной философии постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако призна­ние бога и теологические выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции имманентной философии.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?