ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА - характерные для ев­ропейской христианской традиции попытки сделать оч...

756
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА - характерные для ев­ропейской христианской традиции попытки сделать оче­видным для разума существование Бога.

Имеются три ос­новных формы аргументации.

1. Космологическое доказательство по существу восходит к Платону и Аристотелю.

а) каждая вещь — и мир в целом — имеет причину своего существо­вания: б) причина существования вещи —и мира в целом — есть некоторая отличная от нее — и от мира в целом — реальность (мир конечных вещей в целом не может быть причиной самого себя);
в) если бы не было первой причины, то не было бы и причины второй, а зна­чит, и третьей и т. д., — т.е. вообще не было бы причин);
г) следовательно, существует реальность (первопричина), которая является причиной существования других вещей, тогда как ее собственное существование не есть следствие (действие) чего-либо иного.

Обычные возражения против космологического доказательства:

1) в отношении (а): мы не можем знать, все ли в мире имеет причину; еще менее можем мы знать, имеет ли причину мир в целом. В отношении (б): мы не обязаны принимать допущение, что причина мира не может заклю­чаться в самом же мире. Для Канта необходимость данного рассуждения есть необходимость нашего мышления, а не необходимость бытия.

2) Понятие «перводвигателя», первопричины и абсолютно-необходимого существа не является достаточным для формулировки понятия Бога.

2. Телеологическое (физико-теологическое) доказательс­тво, восходящее к Сократу, имеет более конкретное содер­жание: здесь доказывается бытие целесообразно действую­щего разумного и свободного существа: мир целесообразно упорядочен, что свидетельствует о существовании некото­рого разума, в силу которого эта упорядоченность сущест­вует. Этот разум мы называем «Богом».

Основные возраже­ния: 1) мы не имеем возможности судить о том, устроен ли мир как целое целесообразно; 2) это доказательство доходит лишь до понятия демиурга, ваятеля материи, но не до поня­тия творца (Кант).

3. Онтологическое доказательство в общем виде заключа­ется в том, что из мысли о нечто выводится необходимость его существования. Парменид, исходя из принципа тождества бытия и мышления, из необходимого характера мысли, о бытии делал вывод о том, что бытие существует.

В философской теологии этот ход мысли используется для доказательства бытия Бога.

а) Бог есть то, больше чего нельзя помыслить; б) такая реальность мыслима (су­ществует в мышлении); в) если бы такая реальность сущес­твовала только в мышлении, но не в действительности, то можно было бы помыслить нечто большее, чем она; следовательно, ее в силу а) нельзя было бы назвать Богом; г) следовательно, Бог существует не только в мышлении, но и в действительности.

Основные возражения: 1) ad absurdum — точно так же можно было бы до­казать бытие абсолютно совершенного острова. Во всех отношениях совершенный остров (красивый, плодородный, с прекрасным климатом и т. д.) мыслим, т.е. существует в интеллекте. Если бы он не существовал на самом деле, то он не был бы абсолютно совершенным. Следовательно, он существует.

2) Неопределенность понятия «абсолютное совер­шенство» и недостаточность понятия «необходимо существующая реальность»

Существует также доказательство, ссылающееся на уни­версальный характер религиозной веры, которая в том или ином виде наблюдается у всех народов (ex consensu gentium, высказывалось уже стоиками).

Наконец, Кант выдвинул т. н. моральный аргумент в качестве постулата практического разума, вытекающего у него — наряду с постулатом бессмер­тия души — из факта несовпадения в земном мире стремле­ния человека к счастью и требований морали: лишь всеведу­щее, морально совершенное и всемогущее существо может быть гарантом конечного совпадения этих изменений.

Если вы хотите разобраться в доказательствах бытия Бога, то рекомендую ознакомиться с последним номером журнала «Финиковый компот», подготовленного Философским кафе:

https://t.me/philosophycafemoscow/226

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?