СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инст­румент культуры становится специальным предметом внима...

709
СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инст­румент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием но­вой гуманитарной дисциплины — культурологии.

В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других — вырабатывает­ся методология «расшифровки» того смысла, который бессоз­нательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих — символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.

Если выделить три типа передачи сообщения в культуре — прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), кос­венное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и симво­лическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сооб­щение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами.

В этом смысле даже однозначный авторс­кий замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.

Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай ит. п.

Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества;

марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов;

структурализм и семиотика, стремящиеся найти и описать устойчивые закономер­ности порождения смысла знаками и значащими системами;

психоанализ, сводящий символотворчество культуры к за­щитной трансформации разрушительной энергии подсознательного;

иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа;

герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации;

близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации.

Ча­сто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), которая позволяет объяс­нять мир культуры методами, анатогичными анализу и син­тезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?