ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή — удовольствие) — тип эти­ческих учений, а также система нравственных воз...

580
ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή — удовольствие) — тип эти­ческих учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержа­ние понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).

В учени­ях представителей киренской школы гедонизм складыва­ется как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой — в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возмож­ной основой для апологии зла и аморализма.

Различают «эгоистический гедонизм» (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и «универсалистский гедонизм» (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий).

Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм. Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее — состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо, Л. Бруни, Л. Балла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происхо­дят существенные трансформации. Эти идеи оказывают­ся воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того време­ни. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с обществен­но определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса.

Данная линия в новоевропейской моральной филосо­фии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествля­ющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма — тече­ния мысли, покоящегося на адекватном и последователь­ном обосновании автономии индивида — как личности и гражданина.

Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде — именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в про­тивовес социальным установлениям и в косвенной поле­мике с теорией общественного договора.

Т. о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контек­сты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?