ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный) — мировоззренческая позиция в биологии, согласно которой вс...

562
ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный) — мировоззренческая позиция в биологии, согласно которой все живые системы принципиально отличаются от косных тел тем, что в основе их существования и проявлений жизнеде­ятельности лежит внутренне присущая им целесообраз­ность, а их развитие является целенаправленным (телеоло­гия).

Виталистическое мировоззрение берет свое начало от Аристотеля, считавшего главной биологической пробле­мой развитие и неразрывно связанное с ним формообразование, а также от его учения о четырех видах причин самодвижения живых тел.

Последовательными виталистами были многие натуралисты, заложившие основы биологии как самостоятельной на­уки, ставящей своей задачей раскрыть собственные зако­ны жизни, которые не сводимы к законам, определяющим явления неорганического мира.

Однако в работах ранних виталистов попытки конкретизации принципа, руководящего жизненными проявлениями, свелись к постулированию существования сверхфизических, трансцендентных «сил» типа «vis vitalis» (жизненная сила), «оживляющих» материю. Такого рода постулаты не допускали опытной проверки и не способствовали развитию биологической науки.

С сер. 19 в. витализм уступил свои позиции альтернативной мировоззренческой позиции в биологии — механицизму. Согласно последнему, все биологические явления могут быть сведены к законам физики и химии, а сама биология есть прикладной раздел этих наук. Механицизм полностью отвергает телеологию, а целесообразные свойства живых организмов объясняет результатом естественного отбора.

Этот подход, доминирующий в биологии и в настоящее время, основан на расчленении биологических систем на отдельные составные части, выяснении их структур и ана­лизе биологических функций как причинно-следственных цепочек, в ходе которых структурные элементы переходят из одного более или менее устойчивого состояния в другое. Он оказался чрезвычайно плодотворным для выяснения деталей механизмов, реализующих разнообразные биологические функции.

Однако механицизм не дает ответа на ос­новной вопрос биологии о природе биологического формообразования как процесса осуществления наследственных задатков во времени и в пространстве.

В кон. 19 в. витализм возродился в форме неовитализма, или «практического витализма». В основу его легли от­крытые виталистом Г. Дришем основные принципы эмбрионального развития — «судьба части есть функция ее положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к оди­наковым конечным биоформам, несмотря на резкие от­клонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое «целое» обладает собствен­ными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении.

Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые систе­мы постулатов (холизм, органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?