ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ -категориальная оп­позиция, играющая существенную роль в философско-методолог...

594
ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ -категориальная оп­позиция, играющая существенную роль в философско-методологической концепции М. Полани.

Познавательный инте­рес может быть сосредоточен на целостности объекта либо на его структурных элементах. В первом случае знание об объекте и его функциях выступает как центральное (focal), или явное, а знание об элементах — как периферическое, или не­явное, подразумеваемое (tacit). Во втором случае явное зна­ние и неявное знание меняются ролями.

В зависимости от преобладания того или иного подхода познающему субъекту приходится жертвовать либо смыслом целого, либо смыслом отдельных элементов. Синтетическое познание выступает как единство или дополнительность обоих познавательных отно­шений.

Явное знание выражается вербально и в логически эксплицируемых формах, оно носит безличностный характер, т. е. не несет на себе никаких следов субъективности. Явное зна­ние представляет собой информацию, которая воспринима­ется и осознается одинаково всеми субъектами, которым из­вестны ее семантика, правила образования и преобразования. Средствами трансляции явного знания являются стандарт­ные и воспроизводимые каналы информации: печатные из­дания, таблицы, диаграммы, компьютерные программы и т. п.

В отличие от явного неявное знание не может быть полностью вербализовано, не допускает полной экстериоризации и может быть неосознанным. Однако не следует отож­дествлять его с бессознательным: если неявное знание ис­пользуется для понимания того, что в данный момент нахо­дится в центре внимания познающего субъекта, оно до известной степени осознается.

Неявное знание формируется в за­висимости от личностных особенностей человека и транслируется вне стандартных каналов информации через личнос­тный контакт с использованием остенсивных определений. Неявное знание применяется человеком не только в практи­ке повседневной жизни, где оно выступает в виде навыков, умений, профессиональных автоматизмов, но и в научно-исследовательской деятельности.

Если содержание научных те­орий и программ может быть представлено в значительной мере как явное знание, то предпосылки научно-исследовательской деятельности по существу являются убеждениями ученых и не могут быть выражены в логически артикулиро­ванных терминах.

Процессы научного исследования представ­ляют собой особое искусство, передаваемое и наследуемое благодаря непосредственному общению ученых в рамках научных школ, т. е. коллективов, объединенных общим стилем мышления, исследовательской парадигмой, системой «нормативных верований».

Развитие науки, согласно Полани, происходит прежде всего как расширение области неявного знания, только часть которого попадает в фокус исследовательского внимания и преобразуется в явное знание.

Наука, как и отдельная личность, всегда знает больше, чем в состоянии сказать о своем знании; однако именно этот «избыток» является основой ее продуктивного развития. Неявное знание имеет личностный характер, зависит от эмоций, пристрастий, предпочтений субъек­та. Оно определяет специфику понимания, уяснения смысла научных терминов, их предметного значения.

Поэтому тер­мины и суждения науки раскрывают свое значение только в контексте (социальном, культурном, социально-психологичес­ком). Неявное знание содержится даже в логических выво­дах, которые поэтому не могут быть полностью формализо­ваны.

Наличие неявного знания и его определяющая роль в разви­тии науки являются контраргументом против идеи рациональ­ной реконструкции истории науки. Согласно Полани, роль методологических исследований и программ обоснования научного знания в философии науки сильно преувеличена, поскольку ни принятие научных теорий, ни их отвержение не могут быть объяснены чисто рациональными процедурами, напр. такими, как верификация и фальсификация, но выте­кают из наличия или отсутствия доверия ученого к неэксплицируемым предпосылкам научной работы, к авторитету ли­деров.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?