АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч. — против и лат. scientia — на­ука) — идейная позиция, состоящая в критическ...

588
АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч. — против и лат. scientia — на­ука) — идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

Различные формы антисциентизма весьма сильно ва­рьируют по степени критичности в отношении к науке. Умеренный антисциентизм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциен­тизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире — искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоциональ­но-личностного отношения к миру и т. д.

Такого рода анти­сциентизм критикует сциентическую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходи­мость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытес­нены научной рациональностью.

Более радикальные вари­анты антисциентизма переходят от критики сциентистской абсолютизации науки к критике науки как таковой. В край­них своих проявлениях они оценивают науку с экзистенциэалистско-персоналистических позиций (напр., у Н. А. Бер­дяева или Л. Шестова) как силу, противостоящую отноше­нию человека к миру, прежде всего его свободе.

Религиоз­ный антисциентизм отвергает возможности мировоззрен­ческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания.

Если ранние формы антисциентизма возникали на основе иных, чем наука, форм сознания (таких, как религия, искус­ство, нравственность), то для современности характерно по­явление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. Такова, напр., критика науки как «мифа современности» представителем постпозитивиз­ма П. Фейерабендом.

В некоторых современных вариантах умеренного антисциентизма (находящих, напр., выражение в т. н. экологическом сознании) признается мощное воздейс­твие науки на процесс научно-технической цивилизации, но вместе с тем справедливо указывается на противоречивость этого прогресса, который наряду с бесспорными достиже­ниями влечет за собой и деструктивные последствия, за что должна нести ответственность и наука.

Антисциентическая критика такого рода способствовала более объективной и многомерной оценке науки, ее роли и возможностей, привлекая, в частности, внимание к этическим аспектам науки. «Наукоборчество» же радикального антисциентизма (напр., у И. Иллича) несовместимо с признанием необходимости научного познания как важнейшего условия стоящих перед современным человечеством проблем.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?