ТРАГИЧЕСКОЕ — философско-эстетическая категория, характеризующая губительные и невыносимые стороны ж...

561
ТРАГИЧЕСКОЕ — философско-эстетическая категория, характеризующая губительные и невыносимые стороны жиз­ни, неразрешимые противоречия действительности, представленные в искусстве в виде неразрешимого конфликта.

Первым осознанием трагического были мифы, относящиеся к «умирающим богам» (Осирис, Серапис, Адонис, Митра, Ди­онис). На основе культа Диониса, в ходе постепенной его секуляризации, развивалось искусство трагедии.

Впервые теоретическое понимание трагического представлено в философии Аристотеля. Обобщая практику атти­ческих трагедий, разыгрывавшихся во время ежегодных празднеств, посвященных Дионису, Аристотель выделяет в трагическом следующие моменты: склад действия, характе­ризующийся внезапным поворотом к худшему (перипетия) и узнаванием, переживание крайнего несчастья и страдания (па­фос), очищение (катарсис).

Оживляется интерес к трагическому в философии в эпоху Просвещения, когда была сформулирована идея трагического конфликта как столкновения долга и чувства: Лессинг называл трагическое «школою нравственности». Т. о., пафос трагического снижался с уровня трансцендентного понимания (в Античности источником трагического был рок, неотвратимая судьба) до моральной коллизии.

Более глубо­кое метафизическое звучание придавали трагическому Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше.

Искусство, согласно Гегелю, в трагическом отражает особый момент в истории, конфликт, вобравший в себя всю остроту противоречий конкретного «состояния мира». Это состояние мира названо им героичес­ким, когда нравственность еще не приняла форму установ­ленных государственных законов.

Индивидуальным носителем трагического пафоса является пластический герой, т. е. тот, кто полностью себя отождествляет с нравственной идеей. В тра­гедии обособившиеся нравственные силы представлены разнообразно, но сводимы к двум определениям и противоречию между ними: «нравственной жизнью в ее духовной все­ общности» и «природной нравственностью», т. е. между государством и семьей.

Шиллер понимал трагическое как противоречие между идеа­лом и действительностью, морально-разумной природой че­ловека и его чувственностью.

Шеллинг видел в трагическом противоположность и единство необходимости и свободы. Смысл трагического определяется при конструировании жан­ров поэзии. Необходимость сталкивается со свободной волей и «свобода оспаривается в ее собственной сфере».

В философии романтизма трагическое перемещается в область субъективных переживаний, внутреннего мира человека, прежде всего художника, кото­рый противопоставляется лживости и неподлинности внеш­него, эмпирического социального мира: Трагическое отчасти вытеснялось иронией.

Близко к романтическому понимание трагического Кьеркегором, ко­торый связывает его с субъективным переживанием «отчая­ния» личностью, находящейся на стадии своего этического развития (которой предшествует эстетическая стадия и кото­рая ведет к религиозной).

Ф. Ницше назвал трагическое «пессимизмом силы». Трагическое родилось из дионисийского начала, противоположного «аполлоническому инстинкту красоты». Сократизм морали и диалектика убили трагедию. Но «диониси­ческое подполье мира» должно преодолеваться просветлен­ной и преображающей аполлонической силой, их строгое со­отношение есть основа совершенного искусства трагического: хаос и порядок, исступление и безмятежное созерцание, ужас, блаженный восторг и мудрый покой в образах и есть трагедия.

В 20 в. трагическое понимается как экзи­стенциальная характеристика человеческого бытия. К. Ясперс связывает его с универсальным крушением человеческого существования, с расколотостью бытия истины. Л. Шестов, А. Камю, Ж.-П. Сартр связали трагическое с безосновностью, абсурд­ностью существования.

В русской культуре трагическое было понято как тщетность религиозно-духовных устремлений, гаснущих в пошлости жизни (Н. В. Гоголь, Ф. М. Досто­евский). Трагическое мировоззрение обусловлено прежде всего противоречием между общественным идеалом и насилием, между счастьем и свободой (легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского).

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?