ТОЛСТОВСТВО — религиозно-нравственное учение не­ противления злу, составляющее основу мировоззрения ...

659
ТОЛСТОВСТВО — религиозно-нравственное учение не­ противления злу, составляющее основу мировоззрения позднего Л. Н. Толстого

По мнению Толстого, наиболее точное и современное понимание смысла жизни как идеала движения к бесконечному дает Иисус Христос, все учение которого есть метафизика и этика любви. Христос формулирует пять конкретных заповедей: не гневайся; не оставляй жену; не присягай; не противься зло­му; не считай врагами людей других народов. Эти заповеди являются отрицательными, указывают на то, что люди могут уже не делать; центральной среди них Толстой считал чет­вертую («Не противься злому»), которая налагает абсолют­ный запрет на насилие.

Толстой дает три постепенно углубляющихся определения насилия: а) физическое пресечение, убийство или угроза убийства; б) внешнее воздействие; в) узурпация свободной воли. В его понимании насилие тож­дественно злу и прямо противоположно любви. Непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования в отличие от насилия, направленного на внешнее ограничение зла. Формула непротивления есть попытка преодоления обще­ственных конфликтов, которые приняли форму нравствен­ного противостояния, когда то, что одни считают злом, дру­гие считают добром и наоборот.

Идея т. н. справедливого на­силия исходит из предпосылки, что зло должно быть нака­зано, более добрые должны обуздать более злых. Проблема состоит в определении того, кто может выступить от имени добра. При отсутствии согласия именно в вопросе о том, где добро и где зло, любая из конфликтующих сторон может с одинаковым основанием выступать от имени добра. В такой ситуации есть только одно решение, которое ведет к согласию, — никто не должен противиться насилием тому, что он считает злом, т. е. узурпировать право говорить от имени добра.

Одной из худших форм насилия Толстой считал смертную казнь: это — насилие, со­вершаемое с холодной систематичностью и с претензией на законность, оправданность. По этим же основаниям, с точки зрения Толстого, вообще официально санкционированные и систематически организованные формы насилия хуже неофициальных и спонтанных.

Непротивление Толстой рассматривал как приложение учения Христа к общественной жизни, социальную программу. Непротивление злу в его понимании — это единственно эффективная форма борь­бы со злом. Насилие, в особенности государственное, в значительной мере держится на поддержке со стороны тех, против кого оно применяется. Поэтому простое неучастие в насилии, достигаемое через непротивление, уже есть его ослабление.

Кроме того, Толстой говорит не вообще о непро­тивлении злу, а лишь о непротивлении злу насилием, физической силой. Это не исключает противление злу другими — ненасильственными — методами. Хотя Толстой не разраба­тывал тактику коллективного ненасильственного сопротивления, но его учение допускает и даже предполагает ее. Сфе­ра действия такой тактики — духовное влияние, ее типичные формы — убеждение, спор, протест и т. д.

Войдя в контакт со своими единомышленниками в России и во всем мире (в т. ч. с М. Ганди),Толстой способствовал тому, чтобы люди, исповедующие ненасилие, нашли друг друга.
Первым опытом толстовства, давшим тон всем последующим, явилась жизнь самого Толстого после 1878 (в числе характерных ее черт — опрощение, отрицательное отношение к соб­ственности, вегетарианство, земледельческий труд, приоритет духовной общности перед внешними, в т. ч. семейными, обя­занностями и т. п.). На основе толстовства как религиозно- нравственной программы жизни и вокруг Толстого стали прак­тиковаться ненасильственные опыты, охватывающие культи­вирование вегетарианства, неучастие в государственных формах насилия, воинской служ­бе, полицейско-судебной системе и т. д., разнообразную издательско-просветительную деятельность. Толстовство как практика получило особенно широ­кое развитие после Октябрьской революции 1917, но на ру­беже 1920—30-х гг. оно стало интерпретироваться как форма примиренчества со злом и насильственно подавляться совет­ской властью.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?