ИДЕОКРАТИЯ (от греч. "гбёа — идея и кратос, — власть) — слой профессиональных идеологов, занимающи...

617
ИДЕОКРАТИЯ (от греч. "гбёа — идея и кратос, — власть) — слой профессиональных идеологов, занимающихся агитаци­ей, пропагандой, деятельностью в средствах массовой информации, формированием и манипулированием общественным мнением и выражающих интересы социально-политических групп, ориентированных на достижение и укрепление своей власти.

Идеология, понимаемая Ф. Бэконом, Э. Б. Кондильяком, Деспот де Траси, как учение об идеях, вы­раженных в знаках, в 20 в. трактуется К. Мангеймом, А Козером, Ю. Хабермасом, Р. Ароном как важный инструмент достижения и сохранения власти. Среди функций идеологии (защитной, оценочной, объяснительной, познавательной, воспитательной) на первое место выдвигается функция легитимизации существующего общественного строя, интеграции всех социальных групп вокруг системы ценностей и норм правящей элиты.

Господство в тоталитарных режимах одной идеологии (корпоративного фашизма в Италии, расизма в Германии, боль­шевизма в СССР) связано с созданием громадного пропагандистского аппарата, с подавлением демократических свобод, с военно-полицейскими методами внедрения единомыслия в стране, с попытками распространения тоталитарной идео­логии с помощью насаждения партий в других странах или разжигания мировой революции, с подчинением всей обще­ственной жизни идеологии правящей верхушки.

Критики тоталитаризма обратили внимание на различные аспекты идеократии. X. Арендт связывала тоталитаризм не только с подчинением всего общества власти государства, но и с увеличением в 20 в. роли средств массовой коммуникации, позволяющих осуществить идеологическую обработку населения, внедре­ние в его сознание политических клише и «промывание моз­гов». Единовластие политического языка в тоталитарных ре­жимах (напр., нацистского, исследованного В. Клемперером в книге «LTI. Язык Третьего рейха». М., 1998), монополия определенной идеологии существенно деформирует обществен­ное сознание, делая его одномерным и извращенным.

В 20 в. создается мощная инфраструктура — от партийных издательств до телевидения, от газет до сайтов в интернете. Идео­логическая страта сращивается с системой средств массовой информации, получает не только привилегированное финан­сирование, но и признание со стороны властей, превращаясь в активную политическую силу.

Политическая наука давно обратила внимание на практическую эффективность идей и идеологий. Так, К. Поппер, критикуя врагов демократического «открытого общества», отмечал власть идей, в том числе ошибочных и извращен­ных, в человеческой истории. К. Фридрих подчеркивал, что идеология неразрывно связана с политическими действиями. Ю. Хабермас признавал, что идеология преследует практические цели.

После крушения тоталитаризма и тоталитарных идеологий возникли не только сомнения в том, что идеокра­тия может стать правящей элитой, но и убеждение в том, что наступит эра конца идеологий, что для современности харак­терны скорее процессы деидеологизации и рационализации общественного сознания.

Это убеждение на деле оказалось идеологической иллюзией, поскольку идеология как функция идеократии возрождается в национально-освободительных движениях, особенно в период борьбы тех или иных стран за независимость, когда усиливается роль интегративных обще­ национальных идей. Процесс реидеологизации привел в ряде стран к власти мусульманских идеологов (напр., в Иране).

Политический плюрализм в демократических странах связан с парадигмой «идейного рынка», с дифференциацией идеологической элиты, которая перестает быть однородной и монопольной, распадаясь на различные идеологические группы (консерваторов, либералов, «левых», радикальных демокра­тов и т. д.)

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?