ВИЗАНТИЗМ — концепция особого типа отношений меж­ду Церковью и государством, где Церковь и государс...

622
ВИЗАНТИЗМ — концепция особого типа отношений меж­ду Церковью и государством, где Церковь и государство не противостоят друг другу, а напротив взаимодополня­ют, помогают друг другу в ходе достижения согласия (гар­монии) и сотрудничества (синергии). При этом свобода и самостоятельность каждого в его собственной области не отменяется.

Область Церкви — дела божественные, небес­ные, а государства — земные, человеческие. Государство постоянно вспомоществует Церкви в сохранении чистоты веры, церковных канонов, самого института священства и священничества. Церковь же в согласии с государством направляет и ведет общественную жизнь по путям, угодным Богу.

В таком понимании Церковь и государство — это два различных проявления одного и того же органического це­лого. Эти идеи развиты в «Эпанагоге» — введении в свод законов, изданном в кон. 9 в. императором Василием I Македонским, которое, до конца Византийской империи, останется как бы «основным законом» об отношениях Церкви и государства.

«Эпанагога» также исходит из того, что власть императора и патриарха, «величайшие и необходимейшие части государства», имеющие каждая свой круг обязанностей. Их единство уподобляется единству челове­ка, состоящего из души и тела; каждой природе соответству­ет управляющая его власть: императора — телом, патриарха — душой. Утверждается таинство и в то же время цельность и двухсоставная природа человека и единство Церкви и государства.

Т. о. идея «симфонии» власти императора и Церкви переходит в антропологию, в Боговоплощение, в постулат веры о «неслиянности и неразделенности» сфер бытия. Этот догмат Боговоплощения восточно-православ­ного христианства — основа для разрешения антиномий в эсхатологии и норм взаимоотношений Церкви и государс­тва. Этот догмат направлен против манихейского дуализма плоти и духа, власти и священства, государства и Церкви.

«Символизация» отношений Церкви и государства — в чине венчания Царя («Хрисма»), которое, начиная с 9 в., является литургическим выражением византизма. Импе­ратор исповедует веру и присягает на ее сохранение. Далее — миропомазание, которое (тоже с 9 в.) становится осно­вой и «конституционным» моментом венчания на царство. Церковь дарует императору особую «харизму» (особый божественный дар) на управление государством. Это означает не «огосударствление» Церкви, а воцерковление государства.

Россия выступает после падения Византии как ее восприемница. Провозглашается лозунг: «Москва — третий Рим». Однако опыт реализации симфонического единства Церкви и государства кончается на Востоке с началом 15 в., а в России с реформой Петра Великого (нач. 18 в.).

В Новое время в новообразованных государствах осу­ществляется система европейского светского государства, отделяющего Церковь и от себя, и от гражданского обще­ства (лаицизм).

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?