КАРТЕЗИАНСТВО — учение Декарта (от латинизирован­ной формы его имени — Картезий) на­правление в фи...

666
КАРТЕЗИАНСТВО — учение Декарта (от латинизирован­ной формы его имени — Картезий) на­правление в философии и естествознании 17—18 вв.

Основу картезианской системы мира составляет последовательный механицизм: правила механики тождественны принципам природы. Это означает, что между машинами, сделанными ру­ками мастеров, и «природными вещами» существует аналогия и как бы лишь количественное различие: «трубки, пружины и иного рода инструменты» в природе более мелкие, чем в технике, и поэтому, будучи невидимыми для глаз, вынуждают наш ум обнаружи­вать их в ней.

Т. о., картезианский механицизм связан с раци­онализмом и дуализмом Декарта как в онтологии (принцип двух субстанций), так и в учении о познании (достоверность достигается ясными и отчетливыми представлениями ума, а не показаниями внешних чувств). Иными словами, картези­анство основывается на «любопытстве ума и близорукости глаз» (Фонтенель).

Картезианство нашло блестящих пропагандистов и талантли­вых последователей особенно в Голландии и во Франции, в которой оно утвердилось не в университетских кругах (Сорбонна еще в 1671 пыталась убедить парижский парламент запретить преподавание любой философии, кроме аристотелевской), а в светских салонах.

Академия наук, образованная
в 1666, также была настроена в пользу картезианства, которое
ее бессменный секретарь Фонтенель представил в галантной форме светских бесед, отвечающей вкусам эпохи с характер­ным для нее культом зрелищ вообще и театра в частности.

Сам Декарт подчеркивал, что в «театре мира» он любопытствую­щий, но недоверчивый зритель, так что сущность явлений природы как «представления» понимается в картезианстве как закулисная механика “мировой сцены”, скрытая от глаз зрителя.

Явления природы можно объяснить, «не обращаясь ни к чему другому... кроме движения, величины, фигуры и расположения» частиц материи.

Картезианская ме­ханика природы проста и изяшна. Все «машинное» обес­печение «театра мира» скрыто от глаз и недоступно созна­нию, если только оно не руководствуется ясным и прони­цательным умом, у которого для достижения истинного знания имеется четко определенный метод. Основатель картезианства как бы говорит — дайте мне материю, движение с его законами, и я без труда произведу мир как две капли воды похожий на тот, который мы созерцаем.

Картезианский разум, понимаемый как «здравомыслие» (bon sens), это — универсальный разум, которым считаются наде­ленными все люди, именно потому, что он при­знается подобным божественному разуму и действующим во всей природе.

Оба разу­ма, человеческий и божественный, описываются в картезианстве с помощью метафоры света — человеческий разум как «естественный свет», а божественный — как «свет веры». За пределами истин Откровения, доступных лишь «свету веры», человеческий разум — абсолютный властелин, способный безусловно подчинить себе всю природу с целью достижения всем человечеством земного блаженства.

В этом — суть кар­тезианского проекта, легшего в основу идеологии Просвещения и Французской революции. Характерно, что законы при­роды не «считываются» с ее явлений разумом, а налагаются им на нее. В разуме они хранятся как «врожденные идеи», посеянные самим Богом.

Сформулированные Декартом рационально ясные аксиомы отстаивались им до конца, даже если эмпирические аргументы и склоняли к сомнению в их правильности.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?