«ВОССТАНИЕ МАСС» —работа Х. Ортеги-и-Гассета, в которой так именуется кризис европейских народов ...

617
«ВОССТАНИЕ МАСС» —работа Х. Ортеги-и-Гассета, в которой так именуется кризис европейских народов и культур.

Соединение либеральной демократии («высшей из доныне известных форм общественной жизни») и технического прогресса к 20 в. обеспечило высокий уровень европейской жизни. В этих условиях жизнь отдельного человека, прежде всего представителя среднего класса, перестала быть непрерыв­ным преодолением трудностей, стала комфортной, защи­щенной, а во многом и гарантированной.

В итоге резко увеличилось население Европы, на арену истории вышли массы людей, которых научили пользоваться современной техникой, но не приобщили к пониманию исторических задач и принципов цивилизации.
Для Ортеги любое общество делится на две части: «избранное меньшинство» — те, кто ориентирует свою жизнь на служение высоким этическим ценностям, кого отличают требовательность, взыскательность к себе, постоянное самосовершенствование, кто подчиняет свою жизнь нормам, лежащим в основе культуры; и руководимая этим меньшинством масса.

Однако в новых условиях возникает особый представитель массы, которого Ортега называет «челове­ком-массой». Усвоив, как пользоваться последними новин­ками техники, и считая технический прогресс гарантиро­ванным, этот массовый человек не хочет знать принципов, на которых строится цивилизация. У «человека-массы» ред­костная неблагодарность ко всему, что сделало возможным его существование; его отличает чувство вседозволенности и признание лишь собственного авторитета, самоудовлетворенность и непокорность. В него заложена некоторая сумма идей, в результате чего у него есть «мнение», он этим удовлетворен, доволен собой и не намерен считаться ни с кем, кроме себя. Наличие «мнения» у «человека-массы» для Ортеги не служит признаком культуры, т. к. оно не опирает­ся ни на ее принципы, ни на дисциплину интеллекта. Ортега не дает четкого определения массового человека, но неоднократно повторяет, что это признак не социальный, не классовый, а «типологический». Это — «новый тип че­ловека, характерный для любого общественного класса».

Однако наиболее типичного его представителя он находит среди технических специалистов, ученых-экспериментаторов этих «аристократов времен буржуазии». Развитие науки требует эксперимента и все большей специализации, в результате чего технический специалист теряет способность к интерпретации бытия как целого. Поскольку в экспериментальной науке много механических операций, она дела­ется руками людей заурядных, знающих одну область своей науки. Это — «невежественный ученый», который, однако, по отношению к тому, чего он не знает, будет вести себя с уверенностью человека знающего, диктовать свое мнение в областях, где он не является специалистом. Образ такого интеллектуала для Ортега и есть символ торжествующего «человека-массы».

Ортега ставит вопрос о соотношении в этих условиях государства и общества. Он отмечает, что могущественный класс буржуазии создал мощную государственную маши­ну, которая пронизала все общественное тело, в т. ч. та­кие области жизни, в которые государство проникать не должно, о которых заботится само общество. Но «чело­век-масса» хочет, чтобы государство гарантировало ему жизнь и охраняло его спокойствие; при любых социаль­ных конфликтах он требует от государства их решения.

В итоге государство начинает вмешиваться в такие области жизни общества, куда раньше оно не входило. Оно начи­нает давить непосредственные, творческие, спонтанные проявления человека. Ортега предполагает, что резуль­татом этого может стать ситуация, когда общество вы­нуждено будет жить для государства, человек —для го­сударственной машины, что приведет к милитаризации общества, откуда дорога к фашизму, который Ортега называет «типичной доктриной массового человека». Поэ­тому он настаивает на необходимости развести полномочия государства и общества.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?