ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. paternitas — отцовство) — система, принципы и практика государственного управле...

606
ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. paternitas — отцовство) — система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье.

Возведенный в масштаб государства, патернализм известен в древних интерпретациях царя как пастыря, а народа как стада, паствы. Царь-пастырь собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству; благодаря его неустанным заботам он питается и воспроизводится. Но главная задача пастыря состоит в том, чтобы обеспечить бе­зопасность и сохранность паствы; его неусыпный контроль простирается как на всю паству в целом, так и на каждого из нее в отдельности.

Но за патерналистским попечительством и защитой стоит и тотальная власть: паства не может жить без опеки, неспособна к самостоятельному существованию. Т. о., как практика государственного управления патернализм применяется к граждански несамостоятельным народам. Граж­данская несамостоятельность неизбежно выливается в пас­сивное подчинение, имеющее своей целью лишь обретение защиты, доступ к получению средств существования и т. д.

В системе патернализма «отцовское» начало власти проявляет себя как всеподавляяющий, деспотический контроль, исключающий всякую гражданскую самостоятельность, а«сыновье» начало властных отношений по сути дела означает стремле­ние к иждивенчеству. Патернализм рассматривает взрослых людей как детей, требующих защиты и опеки.

Классический критический разбор патернализма дал Дж.Локк в своей полемике против книги Р. Филмера «Патриарх» (1680). Филмер — величайший поборник абсолютной власти, аппеллировал к отцовству как к главному аргументу в доказательстве естественности и всеохватности абсолютной монархической власти. По Филмеру, отцовская власть «есть божественное, неизменное право верховной власти, благодаря которому отец или монарх обладает абсолютной, деспотической, неограни­ченной и не поддающейся ограничению властью над жиз­нью, свободой и имуществом своих детей или подданных»

Локк аргументи­рованно доказал, что сам факт рождения детей не делает их рабами отцов. Ребенок имеет право требовать от отца лишь содержания и обучения, но он не имеет права требовать от него правления или власти. Он может наследовать собственность отца для своего собственного блага, но не может тре­бовать власти над др. людьми, которая была у его отца.

В русской политической мысли славянофилы отстаивали тезис о негосударственной природе русского народа и конструировали отношение царя к народу как отношение отца к детям: царь — отец, однако его власть не внешняя сила победителя над побежденными, а всеобъединяющая сила, в ос­нове которой — органическая, живая связь народа с царем.

В целом политике государственного патернализма присущ авторитарный характер, она сдерживает развитие гражданского общества и усугубляет материальную зависимость, политичес­кую инертность и духовную несамостоятельность народа. Анализ патернализма играет большую роль в биоэтике при изучении отношений «врач — пациент».

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?