ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - введенный О. Шпенгле­ром в «Закате Европы» (1920—22) термин для обозначения ...

618
ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - введенный О. Шпенгле­ром в «Закате Европы» (1920—22) термин для обозначения западноевропейской культуры — одной из тысячелетних «ми­ровых культур».

Рассматривая европейскую культуру в ее про­тивоположности античной — «аполлоновской», статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью, он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе.

Сим­вол Западной Европы — беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной куль­туры — борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, «имматериализующее») начало.

Фаустовской душе свойственны обострен­ное переживание времени, «историческая забота». Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, кон­трапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредель­ный фон портретов Рембрандта. Специфика европейской на­уки — достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм», чрезмерно развитая символика (свойство скептического мышления позднего периода): европейская наука идет навстречу са­моуничтожению через утончение интеллекта.

Современная техника — наследница фаустовского духа, в ней — изобретательский гений, хватка «человека-хищника», жажда господства, но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижни­чество; техника для европейца — символическая, душевно-ду­ховная необходимость.

Все большая эзотеричность западной техники, бунт «машины» против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен эколо­гической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы! Войти или зарегистрироваться?